Толкования на Иер. 17:11

Прп. Исидор Пелусиот

Возопи раб, собра ихже не роди, творяй богатство свое не с судом, — сказал многострадальнейший из Пророков Иеремия, описывая несправедливого вождя, в последние времена вооружающегося против истины, а также и всех, ополчающихся на брань не по праву и не на пользу. А если это действительно так, то для чего уготовляешь полки и дружины — не монахов, а вернее сказать, бойцов? Справедливо было бы знать тебе, что утомительная праздность впадает в бесчиние помыслов. Посему, или учи заниматься каким–нибудь делом, или уменьши многолюдство, чтобы не потребовалось труда упрашивать и даже прибегнуть к помощи оружия, когда невоздержность вместе с праздностью возбудит их к нововведениям.

Письма. Книга I.

Блж. Иероним Стридонский

Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем

Куропатка высидела (или собрала), чего не рождала (или, как перевели LXX: закричала куропатка, собрала, чего не рождала). Так богатый собрал богатства свои с неправдою. На половине дней своих он оставит их (или на половине дней его оставят его), и в последнее время свое он будет неразумным. Писатели по естественной истории как зверей и птиц, так деревьев и растений (из коих главнейшие у греков Аристотель и Феофраст, а у нас Плиний Второй) говорят, что куропатка имеет такую особенность, что крадет яйца другой куропатки, то есть чужие, садится на них и высиживает их, а когда детеныши вырастут, то улетают от ней и оставляют чужую им родительницу. Таковы и богатые, которые похищают чужое, и не помышляя о суде Божием, собирают богатства не с правдою и оставляют их на половине жизни, похищенные неожиданною смертью, когда говорится им: безумне, сию нощь душу твою истяжут от Тебе, а яже уготовал ecи, кому будут (Лк. 12:20)? И нет ничего неразумнее, как не заботиться о последнем, и кратковременное считать вечным. Другие же и по причине выше означенного свойства куропатки, и по причине другого, по которому, говорят, куропатка весьма драчлива и нечиста, так что гадит корм свой, разумеют под ее именем диавола, что он собрал себе чужое богатство, говоря Господу: сия вся тебе дам, Аще пад поклонишимися (Мф. 4:9). Богатство его, нечестиво собранное им, оставить его и чрез апостолов возвратится к Господу, и он, казавшийся сам себе мудрейшим, по суду всех окажется неразумным. А сказанное у LXX: закричала куропатка должно относить к лицу еретиков, что куропатка эта — диавол закричал чрез предводителей еретиков и собрал чего не рождал, собрал себе множество обольщенных, которые впоследствии оставляют его, и по суду всех он оказывается самым неразумным.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем

Здесь пророк говорит о куропатке, высиживающей чужие яйца, с точки зрения тогдашних представлений, которые могут и не сходиться с научными наблюдениями.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 17:5