Толкования на Иер. 20:9

Прп. Исаак Сирин

И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог

Туда простирается все протяжение их помыслов, и всегда поспешают достигнуть туда; и когда приближаются к совершению какой-либо добродетели, не над нею одною трудятся, но вдруг и всецело совершают в совокупности все добродетели, потому что исполины сии шествие свое не царским совершают путем, как все прочие, но избирают для себя стези краткие, по которым иные благоименитые скоро приходят в обители. Самая надежда разжигает их как бы огнем, и не могут дать себе отдыха в стремительном и непрестанном течении, совершаемом с радостию. С ними бывает сказанное Иеремиею; ибо говорит: Рекох: не воспомяну имене Его, ниже возглаголю ктому во имя Его. И бысть в сердцы моем яко огнь горящ, и проницающий в кости мои. Так памятование о Боге действует в сердцах их, упоеваемых надеждою обетовании Божиих.

Слово 48.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 9–10 И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог. Ибо я слышал толки многих: угрозы вокруг; «заявите, говорили они, и мы сделаем донос ». Все, жившие со мною в мире, сторожат за мною, не споткнусь ли я: «может быть, говорят, он попадется, и мы одолеем его и отмстим ему»

Потому что слово Господа обратилось для меня в поношение и посмеяние на всякий день. И я сказал. не буду я вспоминать о Нем (или не буду называть Господа) и не буду более говорить во имя Его. И стало оно в сердце моем как огонь горящий, заключенный в костях моих, и я истомился (или ослабел), не имея сил выносить. Ибо я слышал клеветы (или поношение) многих и ужас вокруг (или собранных отовсюду): преследуйте и будем преследовать его. Когда я кричал и говорил, что уже идет вавилонское войско и вражеский меч опустошает все, слово Господне обратилось мне в поношение и посмеяние, так как медлительность исполнена пророчества считали доказательством его лживости. Поэтому я решил в уме своем не говорить более народу словес Божиих и не называть имени Его. И когда, уступая стыду, хотя и с благоговением, но не разумно я решился на это, то слово Божие сделалось, говорит, в сердце моем как огонь горящий, заключенный в костях моих, и я совершенно истомился, так что не в силах был переносить. Ибо слово Божие восприятое, но не высказываемое устами, горит в груди. Поэтому и Павел говорит: Аще благовествую, несть ми похвалы: нужда бо ми належит: горе же мне есть, Аще не благовествую. Аще убо волею сие творю, мзду имам: Аще же неволею, строение ми есть предано (1 Кор. 9:16-17). И в Афинах, видя этот город преданным идолопоклонству, он возбужден был духом и всем умом горел (Деян. гл. 17). И несколько ниже в той же книге читаем: и егда снидоша от Македонии Сила же и Тимофей, тужаше духом, Павел, свидетельствуя иудеом Иисуса быти Христа. Но и многие из учителей церкви даже доселе терпят подобное, слыша поношение многих собравшихся против них вокруг и говорящих: преследуйте и будем преследовать их.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог

См. Толкование на Иер. 20:7