Толкования на Иер. 23:37

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 37-40 Так говори пророку: «что ответил тебе Господь?» или: «что сказал Господь?» А если вы еще будете говорить: «бремя от Господа », то так говорит Господь: за то, что вы говорите слово сие: «бремя от Господа », тогда как Я послал сказать вам: «не говорите: бремя от Господа», - за то, вот, Я забуду вас вовсе и оставлю вас, и город сей, который Я дал вам и отцам вашим, отвергну от лица Моего и положу на вас поношение вечное и бесславие вечное, которое не забудется

Вы извращаете слово Бога живаго, Господа воинств, Бога нашего. Так говори пророку: «что ответил тебе Господь?» и «что сказал Господь?» А если вы еще будете говорить: «бремя от Господа.» Доселе у LXX нет; далее следует: за это тaк говорит Господь: так как вы сказали слово сие: «бремя от Господа,» тогда как Я послал сказать вам: не говорите «бремя от Господа»: за то вот Я возьму вас и поднявши брошу вас и город, который Я дал вам и отцам вашим, от лица Моего и дам вас в поношение вечное и в безславие вечное, которое никогда не забудется. Господь повелевает, чтобы в народе не произносилось слово «бремя, или тяжесть» от Господа, а говорилось: «ответ» или «слово Божие;» и так как народ пренебрег исполнить это, то теперь он толкует против них это слово и говорит: Поелику, не смотря на Мое частое посольство пророков с повелением не говорить этого слова, вы сказали: не хотим: то за это Я на деле исполню слово бремя, или тяжесть. Я возьму вас, подниму, понесу и сокрушу, с высоты брошу на землю, и не только вас, но и город ваш, который Я дал отцам вашим. И дам, говорит, вас в поношение и безславие вечное, которое никогда не забудется. Мы знаем, что это исполнилось во времена плена Вавилонского; но полнее и совершеннее исполняется после страдания и воскресения Спасителя, когда Господь сказал: оставляется вам дом ваш пуст (Лк. 13:35). Можем объяснять и иначе, сообразно только с переводом LXX. Слово λῆμμα значит не только принятие, но и дар, подарок. Итак, Поелику народ всегда обещал себе доброе, то говорит, что они впредь никогда не должны говорить этого, ибо они не только недостойны милостей и даров Божиих, но даже будут брошены и совершенно лишены помощи Божией. Из слов же и значения имен часто даются указания самых вещей, как например измененные имена Авраама, Сарры, Петра и сынов Зеведеевых обозначают изменение обстоятельств как и в этом же пророке Фасур (гл. 20) значит ужас, или переселение, поселенец или странник. Следует заметить также, что слов: Бога живого, Господа воинств, Бога нашего в латинских и греческих кодексах нет, а Евреи в своих книгах читают эти слова против себя, так как это собственно указывает на таинство Троицы.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Так говори пророку: «что ответил тебе Господь?» или: «что сказал Господь?»

См. Толкование на Иер. 23:33