Толкования на Иер. 26:17

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 17–19 И из старейшин земли встали некоторые и сказали всему народному собранию: «Михей Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии, царя Иудейского, и сказал всему народу Иудейскому: так говорит Господь Саваоф: Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего - лесистым холмом. Умертвили ли его за это Езекия, царь Иудейский, и весь Иуда? Не убоялся ли он Господа и не умолял ли Господа? и Господь отменил бедствие, которое изрек на них; а мы хотим сделать большое зло душам нашим?

И встали мужи из старейшин земли и сказали всему собранию народа, говоря: Михей из Морасфи был пророк во дни Езекии, царя Иудейскаго, и сказал всему народу Иудейскому, говоря: Так говорит Господь воинств: Сион будет вспахан как поле, и Иерусалим будет грудою камней, и гора дома сего лесистым холмом. Осудил ли его на смерть Езекия, царь Иудейский, и весь народ? Не убоялись ли они Господа и не умоляли ли лице Господа? И раскаялся Господь о зле, которое изрек на них. Следовательно мы делаем зло великое душам нашим. Городские начальники и народ имеют в виду сущность дела; а старейшины, которые особенно должны знать обычаи старины, раскрывают историю, и пророчество Иеремии, за которое грозят ему смертью, сравнивают с пророчеством Михея из Морасфи, пророчествовавшего при царе Езекии, и показывают, что тот говорил более тяжкое, и однако ничего не потерпел от справедливого царя Езекии, но что народ, обратившись к покаянию, обратил приговор Господень в благо. Ибо Михей говорил: «Сион будет вспахан как нива и Иерусалим будет кучею камней и гора дома (Господня) лесистым холмом» (Мих. 3:12); а Иеремия: «сделаю с домом сим как с Силомом, и город сей предам на проклятие всем народам земли» (Иер. 24:9). И думая, что предсказанное Михеем не исполнится, так как вследствие покаяния народа не исполнялось долгое время, старейшины дают мнение, что и сказанное Иеремиею не исполнится, если по его совету они исправят пути свои и дела свои и послушают гласа Господа Бога своего, чтобы Господь не навел на них зла, которым грозил им. И вместе с тем они усмиряют неистовство обвинителей, и объединяя себя с ними говорят: следовательно мы делаем зло великое душам нашим, – не в том смысле, что они должны это сделать, а в том, что если они сделают, то нанесут вред не обвиненному, а душам своим, которые они, изменив приговор, могут спасти.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

И из старейшин земли встали некоторые и сказали всему народному собранию

См. Толкование на Иер. 26:7