Толкования на Иер. 29:21

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 21–23 так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, об Ахаве, сыне Колии, и о Седекии, сыне Маасеи, которые пророчествуют вам именем Моим ложь: вот, Я предам их в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и он умертвит их пред вашими глазами. И принято будет от них всеми переселенцами Иудейскими, которые в Вавилоне, проклинать так: «да соделает тебе Господь то же, что Седекии и Ахаву », которых царь Вавилонский изжарил на огне за то, что они делали гнусное в Израиле: прелюбодействовали с женами ближних своих и именем Моим говорили ложь, чего Я не повелевал им; Я знаю это, и Я свидетель, говорит Господь

Так говорит Господь воинств, Бог Израилев, Ахаву, сыну Колии, и Седекии, сыну Маасии, которые пророчествуют вам именем Моим ложно: вот Я предам их в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, и он поразит их в глазах ваших. И принято будет от них всеми переселенцами Иудейскими, которые в Вавилон, проклинать так: «да соделает тебе Господь тоже, что Седекии и Ахаву, которых царь Вавилонский изжарил на огне» за то, что они делали глупость (или нечестие) во Израиле, и прелюбодействовали с женами друзей (или граждан) своих и говорили слово именем Моим ложно, чего Я не повелевал им; Я есмь судия и свидетель. Евреи говорят, что делавшие глупость во Израиле и прелюбодействовавшие с женами граждан своих это те старейшины, из коих одному Даниил говорит: обветшалый злыми денми (Дан. 13:52), а другому: племя Ханаане, а не Иудино, доброта прельсти тя, и похотение разврати сердце твое. Сице творили есте дщерем Израилевым, оныя же боящеся живяху с вами, но ныне дщерь Иудина не претерпе беззакония вашего (Дан. 13:56–57). И что пророк говорит теперь: и говорили слово именем Моим ложно, которого Я не повелевал им, это, по их мнению, значит то, что презренных женщин, носящихся всяким ветром учения, они обольщали, говоря им, что так как они были из племени Иудина, то от их семени имеет родиться Христос, и женщины предавали тела свои на обольстительную похоть, как бы имея сделаться матерями Христа. Но сказанное далее: которых изжарил царь Вавилонский на огне, невидимому, противоречит истории Даниила. Ибо он говорит, что эти старейшины, по приговору Даниила, были побиты народом камнями, а здесь написано, что царь Вавилонский изжарил их на огне. Поэтому эта история очень многими и почти всеми евреями не принимается, как баснословная, и не читается в их синагогах. Ибо как, говорят, могло быть, чтобы пленники имели право побивать камнями начальников и пророков своих? И в особенности они настаивают на справедливости того, что пишет Иеремия, что хотя старейшины были уличены Даниилом, но приговор над ними определен царем Вавилонским, который как победитель и господин, имел власть над пленниками. Сколько из нашего стада подобных Ахаву и Седекии пророчествуют именем Господним ложь и делают глупость в Израиле и прелюбодействуют с женами граждан своих, рожденных в том же городе Церкви! Истинный Навуходоносор изжарит их на огне греха, по слову пророка: ecи любодеющии, яко пещь жегома на печение (Ос. 7:4). Блажен, кто берет иго от юности своей и сидит одиноким, потому что исполнен горечи (Плач. Иерем. гл. 3) и может сказать с Давидом: не седох с сонмом суетным и со законнопреступными не вниду (Пс. 25:4)! Присовокупляемое же теперь пророком: Я судия и свидетель, говорит Господь, имеет такой смысл: то, что Я говорю о двоих лжепророках, говорящих слово именем Моим ложно, которого Я не повелевал им, это я узнал не от других, но истинность этого знаю Я Сам, от которого никто не может укрыться и избежать истины суда Моего.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, об Ахаве, сыне Колии, и о Седекии, сыне Маасеи, которые пророчествуют вам именем Моим ложь: вот, Я предам их в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и он умертвит их пред вашими глазами

Гнев Навуходоносора против ложных пророков очень понятен. Они своими речами предрекали низвержение его власти.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 29:1