Толкования на Иер. 30:18

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 18–22 так говорит Господь: вот, возвращу плен шатров Иакова и селения его помилую; и город опять будет построен на холме своем, и храм устроится по-прежнему. И вознесутся из них благодарение и голос веселящихся; и Я умножу их, и не будут умаляться, и прославлю их, и не будут унижены. И сыновья его будут, как прежде, и сонм его будет предстоять предо Мною, и накажу всех притеснителей его. И будет вождь его из него самого, и владыка его произойдет из среды его; и Я приближу его, и он приступит ко Мне; ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне? говорит Господь. И вы будете Моим народом, и Я буду вам Богом

Так говорит Господь: вот Я возвращу плен шатров Иакова, и кровли их помилую; и будет построен город на высоте своей и будет основан храм по чину своему. К выйдет из них хвала и голос веселящихся. И умножу их и не уменьшатся (дальнейшего: и прославлю их и они не ослабеют у LXX нет) и будут, говорит, сыновья его как сначала, и сонм его будет предстоять предо Мною, и посещу всех, притесняющих его. И будет вождь его из него, и князь из среды его произойдет. И Я приложу его, и приступит ко Мне. Ибо, кто приложит сердце свое, чтобы приблизиться ко Мне, говорит Господь? (Также и этого у LXX нет). И будете Мне народом и Я буду вам Богом. В образе это исполнилось сначала при Зоровавеле и Ездре, когда народ был возвращен и стал строиться город на высоте своей и отправляться священнослужение храма и прочее, содержащееся в книге самого Ездры. Полнее же и совершеннее это исполнилось в Господе Спасителе и апостолах, когда на высоте своей построен был тот город, о котором написано: не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5:14), и основан храм по чину своему и обрядам, так что все, что у первого народа было телесно, в Церкви исполнилось духовно. Тогда-то вышла хвала или благодарение, ибо это значит слово thoda, так что все апостолы говорили: благодать вам и мир. И голос веселящихся, – не тем веселием, с каким народ ел и пил и встал играть (Исх. гл. 23), но тем, каким возвеселился Давид перед ковчегом Господним (2 Цар. гл. 6). И они умножились и не уменьшились, так что весь мир уверовал в Господа Спасителя; и прославились – во исполнение написанного: преславная глоголашася о тебе, граде Божий (Пс. 86:2). И были сыновья его, то есть апостолы, как были от начала Авраам, Исаак и Иаков, князьями рода Израильского. Тогда посетил Господь всех притеснявших народ Божий, то есть противные силы. И был вождь его из него, – без сомнения, Господь и Спаситель по плоти из рода Израилева, и произошел князь из среды его Отец приложил Его к Себе и Он приступил к Нему, так что как Сын он говорил: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин. 14:11), ибо никто не может так приложить сердце свое Богу и быть так соединен со Отцем, как Сын. Сказанное же по LXX: и будете Мне народом, и Я буду вам Богом, видим исполнившимся отчасти на Израиле, а вполне на множества язычников.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

так говорит Господь: вот, возвращу плен шатров Иакова и селения его помилую; и город опять будет построен на холме своем, и храм устроится по-прежнему

См. Толкование на Иер. 30:1