Толкования на Иер. 31:23

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 23-24 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово: «да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!» И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами

Так говорит Господь воинств, Бог Израилев: еще будут говорить такое слово в земле Иуды и в городах его, когда Я возвращу пленение их: «да благословит тебя Господь, красота правды, гора святая». И будут обитать на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и водящие стада. LXX: Так говорит Господь сил, Бог Израилев: еще будут говорить слово такое в земле Иуди и в городах его, когда Я возвращу переселение его: «благословен Господь на праведной горе святой его, и живущие в земле Иудейской и во всяком городе ее, с земледельцем, и вознесется в стаде». По еврейскому очевидно, что по возвращении Израильтян из плена в землю свою, они будут жить в городах иудейских и им будет говориться при всяком случае: «да благословит тебя Господь», Который есть по истине красота правды, и гора святая, живущий в которой не будет бояться никаких опасностей. И будет жить Иуда без неправды в городах своих, и будут земледельцы у него и много скота, что представляется отчасти исполнившимся при Зоровавеле и Ездре. Во всей же полноте пророчество должно быть относимо ко временам Христа или к первому пришествию Его, когда это исполнилось духовно; или же все исполнится во второе пришествие, в отношении к нам духовно, а в отношении к Иудеям и к нашим иудействующим – телесно. Далее, по LXX смысл такой: еще такое слово будут говорить на земле Иуды и в городах ее, когда Я возвращу плен ее. Что будут говорить? благословен Господь на праведной горе святой Его. Гора правды и достойный принять освящение святости есть никто иной, как Спаситель; при чем неразумно, согласно с заблуждением Иудейским, горою праведною и святою признавать неодушевленную и безчувственную гору. О Нем пишется и далее: и во всяком городе Его подразумевается Спасителя; с земледельцем, – без сомнения Господом, о Котором в Евангелии написано: аз есть лоза, вы же рождие; Отец Мой делатель есть (Ин. 15: 1–5); поэтому и апостол говорит: Божие тяжание, Божие здание есте (1 Кор. 3:9). Дальнейшее же: и вознесется в стаде показывает то, что во всяком стаде возносится праведный и святой, а также и делатель – Сам Господь, и в рабах своих и в верующих Он восходит на высоту.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово: «да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!»

Здесь начинается речь о возвращении пленных иудеев. Иудейская семья вся будет как святая гора Сионская — повсюду на ней будет Бог близок к людям.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 31:1