Толкования на Иер. 31:38

Блж. Иероним Стридонский

Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни Анамеила до ворот угольных

Вот наступают дни, говорит Господь, и построен будет город Господу, от башни Ананеела до ворот угольных, и далее пойдет предел (или по Симмаху: землемерная вервь) его прямо на холм Гарив, и обойдет Гоафа (или по Семидесяти, от избранных камней). И вся долина развалин (вместо коих Феодотион поставил самое слово еврейское phagarim) и пепел, и весь Асаремоф (что лучше мы читаем Asademoth, вместо чего Авила перевел: подгородные места) до потока Кедрона, до угла конских ворот восточных, – это святыня Господа; не разрушится и не распадется во веки. Принимающие тысячелетнее на земле Иудейской царство Христово, т. е. Иудеи и наши иудействующие, стараются указывать башню Ананеела, и угольные ворота, и холм Гарив, и Гоафа и долину Фагарим и весь Асадемоф, и поток Кедрон, и место угла конских ворот восточных, и говорят, что там имеет быть построено и пребывать во веки святилище Господне, т. е. храм. Так как они не могут доказать, что это исполнилось после плена, во времена Зоровавеля и Ездры, то переходят ко временам Христа, о котором говорят, что Он придет в кончину мира и тогда сойдет, по Апокалипсису Иоанна, золотой и украшенный драгоценными камнями Иерусалим и будет построен кругом в этом пространстве земли т. е. от того и до того места. Они хватаются за то маленькое подтверждение своего предположения, что основания города закладываются от башни Анафофа, которая теперь называется башнею Иеремии и которая отстоит от Иерусалима на три мили, до потока Кедрона, о котором пишется в Евангелии (Ин. гл. 18) и который находится в долине Иосафатовой, где был сад, в котором Иуда предатель предал Спасителя. Далее, говорят они, мы будем читать, что Анамеел, сын Саллума, был двоюродный брат Иеремии, который купил у того поле, и это-то и есть башня Ананеела. Но так говорят они не зная еврейского подлинника; ибо здесь по еврейскому пишется Ананеел т. е. чрез букву нун в средине, а там: вот Анамеел сын Саллума, двоюродный брат твой придет к тебе через букву мем в средине. Итак призвавши Господа Спасителя, который имеет ключ Давида, который отверзает и никто не запирает, который отверз и запечатленную книгу Исаии и всех пророков (Ис. гл. 22) и которому поклонились двадцать четыре старца держащие гусли (Откр. гл. 3), – призвавши Его, Поелику Он один возможет открыть божественный тайны, приступим к созиданию того города, о котором речь пророческая и о котором говорится: преславная глаголашася о тебе граде Божий (Пс. 85:2) и: речная устремления веселят град Божий (Пс. 45:5). Итак созидается Церковь от башни повиновения, или благодати и даров Божиих (ибо это значит Ананеел) до ворот угольных; ворота эти хотя по видимому имеют начало высокое, но, пока мы находимся в этой плоти, мы не можем обладать прямою линией истины, а стоим в угле и в ломанных линиях. И далее землемерная вервь идет против них, т. е. ворот угольных, на холм Гарив, который на нашем языке значит или пришлое население или зуд, – для вразумления, что мы странники и пришельцы и не должны легко склоняться к чешущим уши и к новизне превратных учений. И обойдет, говорит, Гоафа, вместо чего LXX перевели вокруг избранными камнями, которые валяются на лице земли и связываются краеугольным Камнем, по слову апостола Петра: и сами яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом (1 Петр. 2:5). И весь, говорит, холм Фагарим, что значит развалин, и пепел – подразумевается обойдет, – чтобы, хотя бы мы по видимому были на холмах, однако же всегда боялись бы развалин и обращали внимание на пепел и каясь говорили бы с Давидом: пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях (Пс. 101:10). Поэтому и лежащим говорится: еда падаяй не востает, глоголет Господь (Иер. 8:4). И всю, говорит, Sedemoth, что мы переводим область смерти, одно имя разделяя на два слова–sade, что значит область и moth что значит смерти, вместо чего Акила перевел подгородные места, или поля или дачи. А область смерти есть область грехов. а подгородные места – это область похотей, которая простирается до потока Кедрона, что значит тма, где предан Господь (Ин. гл. 18). Смотри, какие места имеет Церковь, к как оное апостольское: не имущу скверны или порока (Еф. 5:27) сохраняется в будущем и на небесах. Ты слышишь об углах, слышишь о зуде, слышишь о развалинах и пепле, об области смерти и тме, – и хвалишься своею добродетелью и безгрешностью! Далее следует: и до угла ворот. И здесь угол – для того, чтобы показать, что в этом веке нет никакой истинной праведности, нет верной победы. И этот угол хотя есть угол ворот восточных, откуда исходить свет; однако они называются конскими, чтобы показать, что мы нуждаемся в течении и подвиге, и потом уже удостаиваемся услышать с Господом: «ты взошел на коней твоих, и езда твоя спасение» (Авм. 3:8). В воротах восточных, в воротах колесниц находится святилище Господне, и мы тогда можем считать себя совершенными, когда скажем Господу: колесница Божия тмами тем тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во святем (Пс. 68:18). Такое здание, положенное на основании Христовом, о котором говорит и апостол: яко премудр архитектор основание положих (1 Кор. 8: 10), никогда не разрушится, но будет пребывать во век. Темное и трудное нужно раскрывать пространее, о ясном говоря короче.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни Анамеила до ворот угольных

Вот наступают дни. Некоторые толкователи (Dachsel, Die Propheten и др.) относят это пророчество о восстановлении Иерусалима и Иудейского государства ко временам, какие переживаем мы, т. е. к концу 19-го и началу 20-го столетия, когда будто бы евреи должны как народ войти в Церковь Христову и обосноваться снова в Палестине. Подобные мнения, которые их авторы пытаются основать на хронологических данных Aпокалипсиса (напр., на 11 гл. 2 ст.), опровергаются уже самою действительностью, и несомненно возобновление Завета с Израилем — дело весьма еще отдаленного от нас будущего… Башня Анамеила (по евр. Хананла) стояла на северо-восточном углу городской стены (Зах. 14:10; Неем. 3:1), а угольные ворота — на северо-западе города (4 Цар. 24:18; 2 Пар. 26:9). Сперва, таким образом, пророк обозначает северную линию города.

Ст. 38-40 Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни Анамеила до ворот угольных, и землемерная вервь пойдет далее прямо до холма Гарива и обойдет Гоаф. И вся долина трупов и пепла, и все поле до потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадется вовеки

Восстановление Иерусалима

Иерусалим, этот центральный пункт жизни иудейства, будет снова восстановлен в своем прежнем виде и размерах (Зах. 14:10). Те места на южной и восточной окраинах Иерусалима, которые доселе считались нечистыми и служили местом для выкидывания всяких отбросов, будут снова освящены. Люди даже забудут о тех мерзостях, какие некогда совершались на этих местах. Нечего будет опасаться того, что снова возгорится гнев Иеговы на город и, что снова стены и башни его будут отданы на разорение.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 31:27