Толкования на Иер. 32:37

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 37-40 вот, Я соберу их из всех стран, в которые изгнал их во гневе Моем и в ярости Моей и в великом негодовании, и возвращу их на место сие и дам им безопасное житие. Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня

Вот Я соберу их из всех стран, в которые Я изгнал их во гневе Моем, и в ярости Моей, и в великом негодовании, и возвращу их на место сие и дам им житие безопасное. И они будут Мне народом, и Я буду им Богом. И дам им сердце одно, и путь один, чтобы боялись Меня во все дни, и чтобы благо было им и сыновьям их после них. И заключу с ними договор вечный (или завет вечный), и не перестану благотворить им, и страх Мой дам в сердца их, чтобы они не отступали от Меня И буду радоваться о них, когда буду благотворить им (или и посещу их, чтобы благотворить им). И насажду их на земле сей, в истине (или в вере), от всего сердца Моего и от всей души Моей. Многие думают, что это исполнилось во время Зоровавеля, сына Салафииля, и Иисуса, сына Иоседека, священника великого, когда Аггей и Захария пророчествовали при священнике Ездре, когда был построен храм и при Неемии построены стены вокруг, так что тем, коих прежде в гневе и в ярости и в негодовании великом изгнал из Иерусалима и разсеял во всем мире, тем, возвратив их, дал безопасное житие, и они были народом Божиим, и Господь был Богом их, и прочее излагаемое Писанием Но каким образом к тому времени могут быть приурочены слова: дам им безопасное житие и заключу с ними договор вечный или завет вечный, – этого решительно нельзя понять, ибо они, как мы знаем и как повествует священная история, часто были порабощаемы не только соседними народами, но и Персами, и Македонянами, и Египтянами и Римлянами, и доселе подчинены им. Итак все следует относить к пришествию Спасителя; все это мы видим исполнившимся в наше время и во время веры, когда, по апостолу, спасся избранный остаток (Рим. гл. 9), и когда имеющим во Христе безопасное житие дано одно сердце, по оному написанному: народу же веровавшему бе сердце и душа едина (Деян. 4:32). И путь, говорит, дам один, – Того, который говорит: аз есмь путь, истина и живот (Ин. 14:6). Чтобы боялись Меня во все дни. Ибо начало премудрости есть страх Господень (Притч. гл. 9). Во все, говорит, дни: если это не соответствуешь Иудеям, то должно быть принимаемо в отношении к нашему народу, которому благо и было, и есть, и будет, не только им, но и сыновьям их после них. Ибо с нами заключил Он завет вечный, и впредь не престанет благотворить нам. Далее следует: и страх Мой дам в сердца их, чтобы не отступали от Меня: так дает свободную волю, что однако и самый страх, который дается, пребывает в нас по благодати дарующего И когда, говорит, буду благотворить им, буду радоваться. Радуется потому, что видит творение свое спасенным. Поэтому и у ангелов на небесах бывает радость об одном грешнике кающемся (Лк. гл. 15). И насажду, говорит, их в земле сей в истине или, как переведи LXX, в вере, – в обозначение собственно народа христианского, религия которого есть вера. Всем сердцем Моим и всею душею Моею. Если это слова Господа Спасителя, то справедливо мы веруем в сердце и душу Его, Который говорит в Евангелии: область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю (Ин. 10:18); если же мы принимаем эти слова от лица Бога Отца, то должно понимать их согласно со словами: новомесячий ваших и суббот и праздников ваших ненавидит душа Моя (Ис. 1:14).

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

вот, Я соберу их из всех стран, в которые изгнал их во гневе Моем и в ярости Моей и в великом негодовании, и возвращу их на место сие и дам им безопасное житие

См. Толкование на Иер. 32:26