Толкования на Иез. 2:9

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 9-10 И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе»

Как чрез Пророка означается ряд проповедников, так чрез свиток, который он получил, означаются страницы Св. Писания. Но свиток свернутый есть темное изречение Св. Писания, которое завертывается глубиною мыслей так, что неудобно бывает проницаемо общим смыслом. Но пред Пророком свиток развивается; потому что пред проповедниками темнота священного изречения проясняется. Свиток книжный рука Божия предложила, когда было говорено Апостолам: уподобися царствие небесное человеку сеявшу доброе семя на селе своем: спящим же человеком, прииде враг его и всея плевелы посреде пшеницы и отыде. Егда же прозябе трава и плод сотвори, тогда явишася и плевелие (Мф.13:24-26), и прочее, что любовь ваша воспоминает даже без моего напоминания. Но свиток, который она показывала свернутым, развила, когда сказанное загадочно изъяснила, говоря: сеявый доброе семя есть Сын человеческий; а село есть мир: доброе же семя, сии суть сынове царствия: а плевелы суть сынове неприязненнии: а враг всеявый их, есть диавол: а жатва, кончина века есть: а жатели Ангели суть. Якоже убо собирают плевелы и огнем сожигают: тако будет в скончание века сего (Мф.13:37-40). Итак книжный свиток развивается тогда, когда темное изречение объясняется пространным разумением. Этот книжный свиток Истина развила, когда совершила над учениками то действие, о котором написано: тогда отверзе им ум разумети Писания (Лк.24:45).

Об этом свитке еще присовокупляется: в том писана быша предняя и задняя (внутри и снаружи). Ибо книга священного Писания внутри написана аллегориею, а снаружи историею. Внутри духовным разумением, а снаружи простым буквальным смыслом, приноровительным к слабым. Внутри, потому что обещает невидимое; снаружи, потому что располагает видимое по правоте своих заповедей. Внутри, потому что обещает небесное, а снаружи, потому что заповедует, или как употреблять земные презираемые блага, каковы они есть, или как удаляться от них по желанию. Ибо иное говорит о таинствах небесных, а иное заповедует о действиях внешних. И то, что заповедует вовне, ясно, но то, что повествует о внутреннем, вполне понятным быть не может. Поэтому написано: простираяй небо яко кожу, покрываяй водами превыспренняя своя (Пс.103:2-3). Ибо что означается именем неба, если не Св. Писание? От него сияют для нас — и солнце премудрости, и луна ведения, и звезды примеров и добродетелей древних отцов. Оно простирается, яко кожа, потому что, будучи образовано чрез своих Писателей языком плоти, развертывается при изъяснении пред очами нашими чрез слова учителей. Но что означается именем вод, если не святейшие лики Ангелов? О них написано: и вода, яже превыше небес, да восхвалят имя Господне (Пс.148:4-5). Превыспренняя этого неба Господь покрывает водами; потому что высокое в Св. Писании, именно то, что оно повествует о природе Божества, или о вечных радостях, чего мы еще не знаем, тайно известно одним только Ангелам. Итак это небо простирается и пред нами, и однако же превыспренняя его покрываются водами; потому что и ясно для нас по откровению духа нечто из Св. Писания, и остается еще для нас сокрытым нечто, что может быть открыто одним только Ангелам. Впрочем чрез духовное разумение мы уже чувствуем часть из этого сокровенного, уже имеем залог Духа Святаго; потому что, хотя вполне и не знаем того, однако же сердечно любим, и во многих духовных смыслах, которые уже знаем, питаемся пищею истины.

Итак пусть говорит (Пророк): в том писана быша предняя и задняя; потому что в Св. Писании и сокровеннейшими и высокими изречениями насыщаются сильные, и ясными заповедями питаемся мы малые. Поэтому написано: горы высокие еленем, камень же прибежище заяцем (Пс.103:18). Ибо пусть имеют горы разумения те, которые успели возвыситься до созерцания. Да пусть будет и камень прибежищем для зайцев; потому что мы, малые и покрытые терниями грехов наших, хотя не можем разуметь высокого, спасаемся в убежище нашего камня, т.е. верою во Христа. Поэтому и говорится некоторым: не судих ведети, что в вас, точию Ииcyca Христа, и сего распята (1Кор.2:2). Он как бы так говорит: поелику я знал, что вы не можете понять таинств Божества Его, то говорил вам только о слабости Его человечества. — Далее следует: и вписано бяше в нем рыдание и жалость (песнь) и горе.

Беседы на пророка Иезекииля.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Ст. 9-10 И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе»

Не такова ли вся жизнь христианина на земле? – Со всех сторон горе: от явных и тайных врагов Христовых. Постоянные волнения, стоны от борьбы со злом… Болезни тела и бедствия внешния… Скорби за близких и всех людей… Тогда особенно желанного для христианина явления жизнь будущая, где не будет ни стонов, ни плача, ни болезни, но вечная блаженная жизнь со Христом Богом и всеми святыми… Однако, без этих страданий на земле не можно получить вечной небесной радости: свиток скорбный необходимо нам вкусить, как пророку…

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 9-10, 3:1 И видех, и се рука простерта ко мне, и в ней свиток книжный. И разви его предо мною, и в том писана быша рыдание, и жалость и горе. И рече ко мне: снеждь свиток сей

Так Бог оказал благоволение Свое Пророку; простер к нему десницу Свою, и в свитке заключил пророчество, а тем утешил и подкрепил Пророка, чтобы, став причастником таин Божиих, приобщился он и уничижению Господа Пророков, и как Господь терпел поругание, когда народ Его нарушал заповедь Его, так и Пророк уподоблялся бы Господу.

Прп. Максим Исповедник

И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток

Что есть свиток, данный пророку Иезекиилю, на котором было написано: плач, и песнь, и горе? И отчего в устах его стало сладко (Иез. 3:3)?

Свиток есть слово Божие. На нем написано: плач, то есть устрашение карами; песнь, то есть обещания благ; горе же, поскольку те, кто не вразумляются ни страхом наказаний, ни обещанной наградой, — те непременно воспримут горе вечной кары. То же, что в устах пророка стало сладко, означает следующее: кто постоянно печется о вышесказанном и размышляет о том, что грозит и что обещано, тот услаждается надеждой.

Вопросы и затруднения.

Блж. Иероним Стридонский

И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток

Вместо посланной руки LХХ перевели простертая. Она сокращается теми, которым Он говорит чрез пророка: „разве стала сокращенною и уменьшенною рука Господня“ (Ис. 50:2)? И в Псалме: вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец (Пс. 73:11)? Наконец при страдании Он простер крылья Свои и принял учеников и нес их на плечах Своих и сказал: прострох руце Мои вес день к людем неверующим (Ис. 65:2), чтобы собрать сынов Израилевых, как курица собирает птенцов под крылья свои, – и простертием рук Моисея Израиль побеждает Амалика (Исх. гл. 17).

Ст. 9-10 И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе»

Вместо свернутой книги LХХ перевели глава книги. [Она находилась] в посланной и простертой руке Господа, сидящего на престоле. О Нем и в псалме говорится: в главизне книжне писано есть о Мне (Пс. 39:8). Под главизной мы должны понимать начало. Книга эта, свернутая и запечатанная, исписанная внутри и снаружи или спереди и сзади, была столь трудною, что никто ни на небе, ни на земле, ни под землею не мог открыть и прочитать ее, кроме льва из колена Иудина, корни Давидова и Иессеева, о котором Иоанном в Откровении сказано, что он съел ее (Апок. гл. 5 и 10), – не всю, но во главе, то есть в начале. Ибо не может быть, чтобы человеческая природа поглотила все сокровища этой книги. И развертывает ее пред пророком, чтобы дать прочесть и познать ее, которая у Исаии (гл. 29) называется запечатанною для неверующего народа. Ибо до сего дня покрывало лежит на Ветхом завете для иудеев. Она была исписана спереди и сзади, – относительно будущего и прошедшего, или может быть совне – относительно буквально исторического понимания, и изнутри, относительно духовного разумения, о котором и Псалмопевец говорит: вся сята дщере цареви внутрь (Пс. 44:14). И написаны были в ней как внутри, так и снаружи: плач, – относительно тех, которые призываются к покаянию, подобно тому как Самуил и апостол Павел плакали и сетовали о Сауле и Коринфянах, которых желали спасти; песнь, – относительно тех, которые достойны божественного свидетельства и которым псалмопевец заповедал: воспойте Господеви песнь нову (Пс. 95:1; 97:1); далее – горе, относительно тех, которые приходят в полное отчаяние и, опустившись во глубину грехов, презирают.

Толкование на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток

См. Толкование на Иез. 2:7