Толкования на Иез. 3:27

Свт. Григорий Двоеслов

А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: «так говорит Господь Бог!» кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай: ибо они мятежный дом

Но иногда Господь воспламеняет сердца проповедников ревностью по Нем против языков упорствующих, дабы те не молчали, но высказанную ложь обуздывали словами истины. Поэтому здесь присовокупляется: и внегда глаголати Ми к тебе, отверзу уста твоя, и речеши к ним: сия глаголет Адонаи Господь.

Но что мы кратко разъяснили под двояким разумением, то можно проследить по буквальному смыслу чрез легкое к нему соприкосновение. Ибо что преимущественно рекомендуется нам чрез самые слова истории, если не добродетель послушания, когда дается повеление Пророку, то продолжать странствование на реку Ховар, то выйти в поле, то с поля возвратится домой? Это для того, чтобы странствующий прежде по повелению, а чрез несколько после выходящий (в поле), и опять возвращающийся домой, и заключающийся в нем, всегда подчинял произвол своей воли заповеди Божественного слова, так как он, повинуясь Божественному повелению, должен исполнить не свою волю, но Создателя своего. Ему-то говорится: и ты, сыне человечь, се дашася на тя узы, и свяжут тя ими, и не изыдеши от среды их. В этом событии надобно заметить, что Пророк наперед знает несчастия, чтобы на все быть готовым. Ибо те несчастия, которые постягают не неожиданно, менее преодолевают дух: но несмотря на то, когда несчастия делаются известными наперед, то какая сила послушания проявляется в том, кто хотя и знает, что будет терпеть несчастия, однако же не выступает из послушания гласу Господню! Но особенного внимания заслуживают те слова, которые непосредственно затем присовокупляются: и язык твой привяжу к гортани твоему, и онемееши и не будеши им в мужа обличения, понеже дом разгневаяй есть. Потому что нам надобно различать, по неисправимости ли только слушателей, или иногда и за преступление проповедующего, отъемлется слово проповедания.

Ибо при обсуждении этот предмет открывает четыре качества. Потому что иногда отымается слово у добрых учителей по неисправимости слушателей. Иногда же ради добрых слушателей дается слово учителям, даже недобрым. А иногда дается слово добрым учителям за праведность учащих и слушающих, чтобы как те возвышались заслугою, так и слушатели их преуспевали в разуме и жизни. Иногда же, поелику ни эти, которым предлагается слово учения, недостойны, ни те, которые занимают место учителей, недостойны произносить слово учения: то отнимается слово учения для того, чтобы та и другая сторона была судима по правде. Вот по причине неисправимости слушателей отнимается у добрых учителей слово, как теперь говорится Иезекиилю: язык твой привяжу к гортани твоему, и онемееши и не будеши им в мужа обличения, понеже дом разгневаяй есть. И как Павлу говорится: потщися и изыди скоро из Иepyсалима, зане не приимут свидетельства твоего, еже о Мне (Деян.22:18). И как об Апостолах, желавших проповедовать в Азии, написано, что они возбранени быша от Святаго Духа (Деян.16:6). Ради добрых слушателей дается слово учителям, даже не добрым, как говорит Господь о фарисеях: вся, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите: глаголют бо, и не творят (Мф.23:3). — Дается слово учения ради заслуги учащих и праведности слушающих, как говорится Апостолам: шедше научите вся языки (Мф.28:19). Но по причине неисправимых слушателей и недостойной жизни тех, которые были обязаны проповедовать, отнимается слово учения; как, например, Илий не имел слова строгого вразумления для исправления сынов своих (1Цар.2:29, 3:13); потому что и его нерадение, и жизнь детей настоятельно требовали, чтобы с ними и народ пал, и ковчег Господень попался в плен к иноплеменникам (1Цар.4:11 и д.). Ибо великая милость всемогущего Бога проявляется в том, когда учители произносят жестокое слово обличения предающимся нечестию. Напротив того теперь говорится: и онемееши и не будеши им в мужа обличения (Иез.3:26). Ибо он стал бы обличать нечествующих, если бы сии достойны были этой милости обличения.

Но поелику в учении и в молчании должно быть такое различие заслуг, что решительно нельзя знать, по вине ли слушателя, или по недостоинству того, кто по-видимому занимает место учителя, отнимается слово учения: то этим что другое заповедуется нам, если не всегдашнее хранение смирения в вещах сомнительных? Поэтому, как тогда, когда мы можем говорить, не должны гордиться, дабы случайно эта самая благодать нашего проповедания не была приписана нам, тогда как она дарована нашим слушателям; и наоборот, когда мы не можем говорить, то подчиненные нам не должны осуждать за это нас, дабы не ошибиться, что, быть может, не от нашего греха, но от греха слушающих зависит то, что мы не можем говорить. Итак нам все неизвестно о наших заслугах для того, чтобы мы имели благодать — смирение; так как и тогда, когда мы говорим, мы должны думать, что ваша заслуга была причиною этого дара всемогущего Бога; и когда мы немеем в слове учения, тогда, хотя бы это была и наша вина, вы однако же считайте ее вашею собственною, для того, чтобы взаимно приписывая зло ceбе, а добро другим, самою этою благодатью смирения возвратить нам слово учения, которое было отнято. — Затем следует: и внегда глаголати Ми к тебе, отверзу уста твоя, и речеши к ним: сия глаголет Адонаи Господь: слышай да слышит, и не покоряяйся да не покоряется: зане дом преогорчеваяй есть.

Некоторые часто желают слушать слово Бoжие, но видя, что другие отвращают от него слух, и сами уклоняются от слушания о спасении; а большею частью многие желают успокоиться, не предаваться уже никаким земным пожеланиям, но видя, что другие преуспевают от беспокойной деятельности, и отличаются в этом мире богатством и почестями, вдаются по примеру других в дела нечестивые, так как они еще слабы на пути к совершенству. Поэтому-то Псалмопевец в образе слабых говорил: мои же в мале не подвижастеся нозе: в мале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря (Пс.72:2-3). Поэтому-то он и еще говорит: внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий (Пс.9:23). Поэтому-то к Пророку Иеремии голосом Господним говорится об Иуде и Израиле: видел ли ecи, яже сотвори Ми дом Израилев? noидоша на всяку гору высоку, и под всяко древо листвяно, и соблудиша тамо. И рекох: по внегда прелюбодействовати ему во всех сих, ко Мне обратися, и не обратися (Иер.3:6-7). Здесь тотчас присовокупляется, как из подражания ему пал и Иуда, который по-видимому стоял. Ибо сказано: и виде преступление его преступница Иудея сестра его. И видех, яко от всех изобличен есть, в нихже ят бысть, в нихже любодействова дом Израилев: сего ради отпустих и, и дах ему книгу распустную в руце его: обаче не убояся преступница Иудея (сестра его), но иде, и соблудила есть и та (Там же, ст. 8). Вот милосердый Бог подвергается презрению и призывает, отвергающимся от Него являет знак милосердия, потому что говорит согрешающему: ко Мне обратися, и не обратися (Там же, ст. 7). Но поелику народ Израильский оставил всемогущего Бога, не желая к Нему возвратиться, то получил книгу распустную. Он оставил Бога беззакониями, но распустную книгу получил без наказания за свои беззакония. Ибо та душа, которая грешит, отступает от Бога. Но если за нею после греха следует счастье, то никакое учение, никакое строгое обличение не обращает ее к покаянию; в разделении, которое она учинила между собою и Господом, она получила и распустную книгу, чтоб она, как уже отчужденная, делала преступления, которые ей нравятся, не чувствовала наказания ревности Божией, так как она глубоко низвергается к наказаниям вечным. Но сестра ее Иудея, видя, что Израильский народ отпущен на свои плотоугодия, и сама решилась на нечистоту прелюбодеяния. Потому что она, видя, что прелюбодейка процветает в своем нечестии, и сама не страшилась грешить более и более, и удаляться от союза с Господом, как бы законным своим мужем. Поэтому нам необходимо смотреть на всех грешников, как чрезвычайно несчастных, тогда, когда видим их оставленных без наказания за их нечестие. Поэтому чрез Соломона говорится: совращение младенцев убъет их, и счастие глупых погубит их (Притч.1:32). Ибо тот, кто совращается с пути Божия и пользуется счастьем, тем ближе бывает к погибели, чем далее находится от ревности к учению. Итак должно быть сказано: слышай да слышит, и не покаряяйся да не покоряется: зане дом преогорчеваяй есть. Ясно как бы так было сказано: вы, которые начали уже и слушать слово истины, и отвращаться от дел нечестивых, не последуйте тем, которых видите ожесточенными во нравах против Меня.

Беседы на пророка Иезекииля.

Блж. Иероним Стридонский

А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: «так говорит Господь Бог!» кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай: ибо они мятежный дом

То, что мы читаем в Екклезиасте: время молчати и время глаголати (3:7), подтверждается также и пророческою речью; потому что одной и той же мудрости свойственно и молчать, и говорить, смотря по времени, и давать своим сослужителям пишу в надлежащее время. Поэтому и Исаия [говорит] в народу неверующему: молчах, егда и всегда умолчу? говорит Господь (Ис. 42:14). Таким образом тот, кто по причине многих грехов долго держал уста сомкнутыми, когда увидел, что некоторые могут обратиться, о коих сказано: „кто слушает, пусть слушает и кто остается в покое, пусть остается в покое от худых дел и оставит их“, то, открыв уста, и не по собственной воле, а по повелению Господа начинает говорить к народу. Но переведенное нами: кто слушает, пусть слушает, и кто остается в покое, пусть остается в покое, вместо чего LХХ перевели; кто слушает, пусть слушает, и кто не верует, пусть остается неверующим, во втором издании Акилы так переведено: кто слушает, тот будет услышан, и кто оставляет, тот будешь оставлен. Смысл же следующий: иже имать, дастся ему; и иже аще не имать, и еже мнится имея, возмется от него (Лк. 8:18).

Толкование на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: «так говорит Господь Бог!» кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай: ибо они мятежный дом

См. Толкование на Иез. 3:26