Толкования на Иез. 7:12

Прп. Ефрем Сирин

Прииде время, приближися конец: купуяй да не радуется, и продаяй да не плачется; потому что скоро приидут к ним опустошители, и отнимут у них все имение их.

Блж. Иероним Стридонский

Пришло время, наступил день; купивший не радуйся, и продавший не плачь; ибо гнев над всем множеством их

Не только к Иерусалиму говорится, что для него наступило время плена и приблизился день, в который он будет окружен вавилонским войском, но и тому, который радовался, устроив и расширив житницы, и которому Господь говорит: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от Тебе: а яже уготовал еси, кому будут (Лк. 12:20)? Поэтому и апостол говорит: время прекращено есть (1 Кор. 7:29), и в другом месте: преходит бо образ мира сего (там же, ст. 31). Нужно заметить, что он не отсрочил до будущего времени, но сказал о настоящем: преходит, и ежедневно образ мира клонится к падению. Ибо он никогда не остается в одном и том же состоянии, но постоянно образ возрастающего и умаляющегося приходит и изменяется. Поэтому и Господь сказал: небо и земля мимоидет (Мф. 24:35). Если же все, находящееся в мире, приходит и исчезает, то что в человеческих делах может быть постоянным?

Покупающий пусть не радуется и продающий пусть не печалится.

Естественно при покупке имущества радоваться, при продаже печалиться 1). Но когда наступает порабощение и пленение, то в том и другом случае напрасны и радость и печаль. Поэтому и апостол говорит: время прекращено есть прочее, да имущии жены якоже не имущии будут: и плачущиися, якоже не плачущии; и радующиися, якоже не радующеся: и купующии, яко не содержаще; и требующии мира сего яко не требующе (1 Кор. 7:29-31). Ибо и потом постиг покупающих и продающих, как говорит Господь в Евангелии (Мф. гл. 24).

Ибо гнев на весь народ его.

Этого у LХХ нет. Вместо народа можно принять сообразно с еврейским текстом множество или толпа, ибо это означает аmona. Причина же ясна, почему покупающий не должен радоваться и продающий должен перестать печалиться: потому что вскоре придет гнев Божий на все население земли иудейской или на Иерусалим. Ибо это ясно из предшествующего, где написано: так говорит Господь Бог земле Израилевой и проч.

Толкование на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

Пришло время, наступил день; купивший не радуйся, и продавший не плачь; ибо гнев над всем множеством их

Катастрофа вызовет совершенное извращение обычных отношений и прекращение промышленных предприятий, например, торговли. - “Купивший не радуйся”. Обыкновенно продавец остается довольнее покупателя; если здесь наоборот, то имеется в виду продажа вынужденная, в убыток себе, как в Ис V:5; Мих II:2. Как показывает продолжение этой мысли в ст. 13: “ибо продавши не возвратится к проданному”, разумеется главным образом недвижимая собственность: земли, дома, и, думают, те, которые переселенные в Вавилонию с Иехонией и Иезекиилем аристократия должна была за бесценок сбыть оставшимся в Иудее (Сменд): пророк утешает этих продавцов в убытках тем, что, их имения погибли бы все равно при предстоящем окончательном завоевании Иудеи; они теперь выручили хотя что-нибудь за имеющее пропасть имение, между тем как воспользовавшиеся их бедой, чтобы дешево купить имение, потеряют скоро и его, и заплаченные деньги. Но может быть здесь вообще указывается на то, что при завоевании погибнет собственность самая дорогая, приобретение которой встречается радостью, а на отчуждение которой решаются со слезами и под влиянием крайней нужды (ср. Лев XXV:25). - “Ибо гнев над всем множеством их”. Большое число обреченных на погибель не остановит кары; гнева Божия не пересилит милосердие.

13а можно понимать о возвращении проданных имений их прежним владельцам в юбилейный год. Возможно, что здесь, как замечено в объяснении 12 ст., говорится о сопленниках пророка, что они никогда (и в юбилейный год) не вернутся в проданные имения (почему не стоит плакаться, что они проданы дешево), так как плен вавилонский окончится не при этом поколении. Хотя юбилейные годы, как видно из XXXIV гл. Иер, часто не соблюдались, но вавилонское завоевание сделает невозможным и при желании их соблюдение. Неужели таким образом и законы теократии, неизменные, как сама воля Божия, прекратит свое действие на земле? Да, отвечает пророк на это далее в стихе. Не менее неизменно (“не возвратится”, т. е. назад к Богу не исполненным, ср. Ис LV:11; XLV:23) и пророческое видение. “Видением” часто называется всякое откровение пророку: Ис I:1 др.; здесь разумеются, вероятно, ближайшим образом предсказания о разрушении царства и 70-летнем плене. - “Над всем множеством их”, след. и над корыстными покупателями, и над огорченными продавцами; см. объяснение параллельного выражения в 12 ст. - “Никто своим беззаконнием не укрепит своей жизни”. Выгодная покупка земли не послужит впрок, потому что она сделана со грехом, а грех губит жизнь; этот новый грех, пользование чужой бедой, еще увеличит возмездие. - Слав. “за неже притяжаваяй к продающему к тому не возвратится и еще в жизни живущему”, т. е. не будет делать еще других столь же выгодных покупок в течение всей последующей, уже короткой жизни (или как блаж. Феодорит: “желая изменить купчую”), потому что он погибнет вместе со всем множеством иудеев. “Человек в очесех жизни (вместо “авон”, “грех” LXХ прочли “аин”, “глаз”) своея не укрепится”: когда жизнь, благодаря столь выгодной покупке, только стала улыбаться ему, его ждет близкая смерть при общей гибели.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иез. 7:10

1) Разумеется продажа, вынуждаемая стеснительным обстоятельствами (сн. Неем. 5:3).