Толкования на Иез. 7:27

Блж. Иероним Стридонский

Царь будет сетовать, и князь облечется в ужас, и у народа земли будут дрожать руки. Поступлю с ними по путям их, и по судам их буду судить их; и узнают, что Я Господь

Царь будет сетовать и князь облечется в скорбь или, по Семидесяти, в погибель, которые, не знаю, с какою целью, совсем умолчали о том, что мы с еврейского перевели: царь будет сетовать. Сетовал же, по повествованию Священного Писания, Седекия, и все князья народа иудейского были удручены скорбию. Но мы можем, хотя это на первый взгляд кажется богохульным, назвать царем, сетующим о наших пороках и грехах, Христа, который говорит в Псалмах: кая польза в крови Моей, внегда сходити Ми во истление (Пс. 29: 10)? И приближаясь к Иерусалиму, Он плакал о нем и сказал: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланные к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под крыле, и не восхотесте (Мф. 23:37)?

Также князьями [при понимании] в хорошую сторону будут апостолы, которые сетуют о грешниках, или в противоположную – те, коим говорится: услышите слово Господне, князи Содомстии (Ис. 1:11). Облечется же, по Семидесяти, в погибель тот, кто ее имеет оружия Божия и не облекся во Христа. Ибо елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27).

И руки народа земли будут в беспорядке или, по Семидесяти, опустятся.

Так как не было видения у пророка, и знания закона у священника, и совета у старцев, и царь сетовал и князь был в скорби или в погибели, то соответственно этому и руки у народа будут в беспорядке, утратив надлежащий порядок, или опустятся, не имея прежней силы. И прекрасно народ, у которого руки будут в беспорядке и который не имеет прав гражданина на небе, называется не Божиим, но народом земли, о котором написано: отступающии от Тебе на земли напишутся (Иер. 17:13).

Поступлю с ними по пути их и по судам их буду судить их или, как перевели LXХ, отмщу им. Бог воздает грешникам по путям их, чтобы суд быть справедливым. По в отношении к святым Он превышает меру благости. Ибо недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18). Оброцы бо греха смерть (там же, 6:23), которую получает грешник соответственно своим путям и своим делам. Добродетель же праведных пользуется щедротою Господа, о которой Павел говорит: дарование Божие живот вечный (там же). В присоединении же: по судам их буду судить их выражается оное евангельское [изречение]; имже судом судите, судят вам (Мф. 7:1), и апостольское: имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши: таяжде бо твориши судяй (Рим. 2:1).

И узнают, что Я Господь. Этот небольшой стих часто приводится этим пророком, ибо за наказаниями и мучениями следует познание Бога, так что кого не уразумевали чрез благодеяния, Того познают чрез мучения.

Толкование на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

Царь будет сетовать, и князь облечется в ужас, и у народа земли будут дрожать руки. Поступлю с ними по путям их, и по судам их буду судить их; и узнают, что Я Господь

“Царь будет сетовать” , слав.: “восплачется”, вместо того, чтобы руководить отпором врагу, пока это легче сделать. Обыкновенно Седекию Иезекииль называет “князь” “наш”, словом, стоящим сейчас далее, посему некоторые кодексы LXX не читают этого предложения. - “Князь”, т. е. все начальники родов и правители, которые своим присутствием духа могла бы возместить малодушие царя; а они растеряются более его. “У народа земли”, простонародья (ср. 4 Цар XXI:24; XXIII:30. По Бертолету, между строк читается аристократическое происхождение Иезекииля) “будут дрожать руки”, не будут в состоянии держать оружие, которое могло бы защитить их и поправить дело, испорченное недостойными руководителями (малодушие войска). Все это малодушие, как в ранее исчисленные бедствия, будет делом карающего Бога.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иез. 7:23