Толкования на Иез. 40:45

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 45-46 И сказал он мне: эта комната, которая лицом к югу, для священников, бодрствующих на страже храма; а комната, которая лицом к северу, для священников, бодрствующих на страже жертвенника: это сыны Садока, которые одни из сынов Левия приближаются к Господу, чтобы служить Ему

В этих словах Пророка нам должно отыскать, какие жрецы высшей степени, – те ли, которые стоят на стража храма, или те, которые в прислуге алтарю. Но поелику несколько после присовокупляется: олтарь был пред лицем храма, то ясно показывается, что высшей степени те жрецы, которые стоят на страже храма; потому что вполне заведывают алтарем, который внутри. А те, которые стоят на страже алтаря, который пред лицом храма, тем ниже, чем более занимаются внешним. Поэтому надобно нам отыскать, кто суть те жрецы, которые охраняют храм, и кто те, о которых говорится, что они охраняют алтарь. Учитель языков, пиша верующим, говорит: храм Божий свят есть; иже есте вы (1Кор.3:17). Итак кто же суть те жрецы, которые охраняют храм Божий, если не те, которые молитвою, проповедью, наблюдением за чистотою нравственности защищают святую Церковь от нападения злых духов, от влияний нечестивых (людей), от заблуждений еретических? Не страж ли храма был тот, кто, исчисляя подвиги своего страдания, говорит: в труде и в изнурении, часто во бдении, в гладе и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе? И тотчас присовокупляет: кроме посторонних приключений, ежедневное ко мне стечение людей, забота о всех Церквах (2Кор.11:27-28, по русскому переводу). Прошу обсудить, с какою заботливостью бодрствует страж храма. Ибо вот он неизъяснимо страдает сам в себе, и уделяет заботливость сердца своего другим. Какого подвига, спрашиваю я, стоит то, чтобы более думать о пользе ближних, нежели о своем бедствии? Кто это достойно оценит? Кто верно обсудит? Он подвизается, скорбит, алчет, жаждет, терпит холод, постится, не спит, и однако же бодренно помышляет о беспокойстве всех церквей. Вот искуснейший страж храма, представленный в пример. Да подражает ему, кто может. Ибо терпеть несчастия за истину, делать добро ближним, бодрствовать над спокойствием душ, отыскивать и предупреждать, дабы кто не пал в вероломство, не предался гордости, не предался воровству, или нечистоте, – вот что значит оберегать храм Божий, т.е. святую Церковь.

Но есть жрецы низшей степени, которые прислуживают алтарю, которые именно в помощь высшим тонко следят за грехами нечествующих, и исправляют жизнь плотских людей, и доводят их до того, что они слезами покаяния как бы в жертвоприношении сожигают ту плоть, которой прежде дозволяли жить в грехе. Ибо те, которые начальствуют над святыми церквами, не могут всего делать лично сами. Но занимаясь сами делами духовными, они, узнав о каких-либо нечестивых и плотских делах, поручают другим обличить их и исправить. Когда этими плотская жизнь исправляется, и исправляющимися доводится до расположения к воздержанию и молитве; тогда плоть как бы уже на алтаре сожигается, так что пред очами всемогущего Бога возносится жертвоприношение оттуда, откуда прежде отвратительно пахло грехом.

Беседы на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

И сказал он мне: эта комната, которая лицом к югу, для священников, бодрствующих на страже храма

Обе комнаты предназначаются только для священников (прежде такими комнатами пользовались должно быть и миряне, оскверняя храм: VIII:7 и д.). О ближайшем назначении комнат - для облачения священников в богослужебный одежды - говорит, по-видимому, XLIV:17. Правая комната по отношению к входящему в храм восточными воротами (Господу - XLIV:1 и д.), обращенная на благодатный юг, предназначена для священников, несущих более почетные обязанности, отправляющих свою очередную службу (“бодрствущим на страже”, слав. “иже стрегут стражб”) в самом здании храма (букв. “дома”), в святилище (воскурение фимиама, поддержание огня в светильнике), перемена хлебов предложения; см. объяснение XLI:22).