Толкования на Иез. 40:46

Свт. Григорий Двоеслов

а комната, которая лицом к северу, для священников, бодрствующих на страже жертвенника: это сыны Садока, которые одни из сынов Левия приближаются к Господу, чтобы служить Ему

Но здесь рождается вопрос: поелику выше сказано, что сокровищницы имели лицевую сторону к пути южному: то как же теперь говорится, что сокровищница, обращенная к пути южному, для тех жрецов, которые стоят на страже храма, а сокровищница, обращенная к пути северному, для жрецов, стоящих на страже алтаря? Ибо, если та и другая имели лицевую сторону к пути южному; то как же теперь говорится, что одна обращена к пути южному, а другая к северному? Но в этих словах мы познаем, что сокровищница тех жрецов, которые стояли на страже храма, имела такое положение, что обращена была к одному только пути южному; а сокровищница тех жрецов, которые стояли на страже алтаря, имела в притворе такое положение, что обращена была лицом и к южному пути, и к северному; потому что она, и совокупно с сокровищницею жрецов, содержавших стражу храма, смотрела на южный путь, и однако же без сокровищницы этих же жрецов сокровищницу тех жрецов, которые содержали стражу алтаря, смотрела на путь северный. Нo что это значит, возлюбленнейшие братие? Что таинственного мы можем видеть в этих словах, если не то, что по предыдущему духовный слушатель уже разумеет, что те жрецы высшего чина, которые стоят на страже храма, взирают на один только путь полуденный, потому что, будучи заняты одними только упражнениями духовными, всегда тщательно устремляют внимание на то, что составляет сущность любви к Богу; но те жрецы низшего чина, которые преимущественно занимаются истреблением грехов в людях нечестивых, обращают взоры и на путь северный, для того, чтобы видеть в душе согрешающих, какой в них холод бесчувственности, и словами обличения доводя их до слез покаяния, сожигать как бы мяса на алтаре Господнем? Взирают вместе с великими жрецами и на путь полуденный; потому что, сколько касается лично их самих, они пламенеют огнем любви, и объяты пламенем любви к Богу. Но поелику часто исправляют грехи нечестивых, то обращают взоры и к пути северному. Впрочем о тех и других чинах жрецов присовокупляется: они суть сыны Садоковы, приступающие от сынов Левииных к Господу, чтобы служить Ему (по буквальному переводу с Латинского подлинника).

«Садок» по-латыни значит «праведный». Но кто праведен, если не Тот, Кому говорится: праведен eси, Господи, и прави суди Твои (Пс. 118:137)? Кто же сыны праведного, если не те, о которых написано: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его (Ин. 1:12)? Но Левий значит «принятый». Кто же принят от Господа, если не верный тот народ, который чрез таинства веры отделен от неверующих? Следовательно, все те, которые постоянно стремятся к духовным делам, суть праведники. И от сынов народа принятого приступают к Господу, чтобы служить Ему; потому что даже из самых верующих избираются те, которые приступали бы к служению всемогущему Богу, и для научения народа имели бы небесную ревность.

Беседы на пророка Иезекииля.

См. также Толкование на Иез. 40:45

Лопухин А.П.

а комната, которая лицом к северу, для священников, бодрствующих на страже жертвенника: это сыны Садока, которые одни из сынов Левия приближаются к Господу, чтобы служить Ему

Левая комната, обращенная на север, предназначалась для священников с менее почетными обязанностями, бодрствующих на страже жертвенника (слав. “требника”), стоявшего на внутреннем дворе, обязанности которых посему не выходили из пределов двора и не касались св. здания. Так как пророк впервые упоминает о священниках, то он делает, замечание о племенном составе этого сословия: право на священство, данное законом Моисея всем прямым потомкам Аарона, здесь по историческим обстоятельствам, указанные в XLIV:15 (ср. 3 Цар II:36, 27, 35; 1 Пар ХХIX:22), ограничивается потомками лишь Садока; только они из всего колена Левиина сохранили право на то особенное приближение к Богу, какое имеют священники своим служением в святилище и у жертвенника.