Толкования на Иез. 44:3

Еп. Виссарион (Нечаев)

VI. Паримия на Богородичные праздники (Иезек. 43:27; 44:1–4). В сей паримии идет речь о священнодействиях, какия должны совершать священники при освящении имеющего воздвигнуться храма и о неприкосновенности восточных ворот внешнего притвора храма.

Зане старейшина (сам) сядет в них ясти хлеб пред Господем. По пути еламских врат внидет и по пути его изыдет

Восточные врата внешнего притвора никогда не будут открываемы даже для старейшины, – т.е. или первосвященника, по мнению одних, или царя по мнению других. Старейшине разрешается только сидеть у порога этих ворот для вкушения жертвенной трапезы (ясти хлеб) пред Господем, т.е. пред лицем святилища. Он должен будет приходить к восточным вратам путем еламских врат, т.е. путем ведущим к сим вратам, из притвора (елам – Еврейское слово, оставшееся без перевода на язык Греческий и Славянский, значит притвор, галерея), примыкавшего к ним и тем же путем возвращаться, но чрез самые врата не проходить.

Толкование паремий из книги пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет

Неприступность восточных ворот несколько уменьшалась для князя, - евр. ганаси, не мелек - царь Мессия как в 36:22; LXX только 'hgoumenoV, слав. старейшина, но в паремиях “игумен”. Не имея права, как и все, ступить на их священный порог, он может пользоваться и это в качестве исключительной и почетнейшей привилегии обширными (40:6 и сл.) постройкам этих ворот, притвором их, для того, чтобы снедать в них хлеб пред Господом, т. е. назначенные для свящ. пиршества части мирной жертвы и хлебного приношения (43:27). Для этой трапезы князя мог служить или притвор ворот (план 1) или одна из 30 комнат внешнего двора (40:17), назначенных для священной трапезы народа, и именно должно быть прилегавшая к восточным воротам. Но для этой цели князь должен входить в сооружение ворот и выходить из него не через самые ворота, главный пролет их, а “путем притвора” их, LXX: kata thn 'odon ailam thV pulhV, слав. “по пути елама” (в паремиях неточно: еламских врат), т. е. через пристройку к ним со стороны внешнего двора, имевшую на последний не один выход (40:13; см. план 1 и 3). Таким образом и князь мог только “приметатися” у святого порога этих ворот, не ступая на него.