Толкования на Иоиля 2:11

Свт. Иоанн Златоуст

И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его

Как какая-нибудь беспокойная служанка, увидев своего господина, тотчас успокаивается и опять принимает надлежащую благопристойность, так и телесная природа, возмутившаяся тогда, подобно служанке, и произведшая расслабление, увидев пришедшего Владыку своего, возвратилась к прежнему благообразию и к надлежащему порядку. Все это сделано было одним изречением, потому что это были не простые слова, а глаголы Божии, о которых сказано: могуществен исполнитель слова Его. Если Он сотворил человека, не существовавшего, то, тем более, мог исправить расстроенного и расслабленного. Здесь я с удовольствием спросил бы исследующих существо Божие, как соединились члены расслабленного, как связались кости, как укрепилась расстроенная деятельность чрева, как снова напряглись ослабевшие нервы, восстановились и укрепились упавшие силы?

Против аномеев.

Свт. Василий Великий

И Господь даст глас Свой пред лицем силы Сво­ея, яко мног есть зело полк Его, яко крепка дела словес Его: зане велик день Господень, велик и светел зело, и кто будет доволен ему

Потому Моисей главу времени назвал не первым, но единым днем (Быт 1:5), чтобы день сей по самому наименованию имел сродство с веком. И он, как обнаруживающий в себе признак одинаковости и несообщимости с чем-либо другим, в собственном смысле и прилично наименован единым. Хотя Писание представляет нам многие веки, часто говоря: век века и веки веков, однако же в нем не перечисляются ни первый, ни второй, ни третий век, чтобы из этого были нам более видны различия состояний и разнообразных вещей, нежели ограничения, окончания и преемство веков. Ибо сказано: велик день Господень и светел.

Беседы на Шестоднев.

Свт. Амвросий Медиоланский

И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его

Итак, весьма понятно, почему в Писании говорится не «первый день», а день один (Быт 1:5), ибо не мог назвать так второй, третий, да и остальные дни, следующие естественному порядку. Но в Писании принято, что названием «день» объемлется время и дня, и ночи, как если бы сказать, что мера дневного времени – двадцать четыре часа. Ведь то, что порождено семенами, женщины сперва сосчитывают, разбирают, а уж потом связывают пучками; точно так же исчисляются дни и оцениваются свойства ночей.

Итак, поскольку оборот солнца один, то и день один. И как некоторые называют неделю одним днем, потому что седмица как бы семь раз сама к себе приходит, так и один день семь раз к самому себе возвращается. Ведь и круг есть такая фигура, что сам из себя исходит и в себя же и приходит. Откуда и святое Писание говорит, что век один. Хотя в некоторых местах Писание и говорит: «веки», но более обнаруживаются им различные состояния людей и дел, нежели замечается смена одного века другим: «велик день Господень и славен», и в другом месте: для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет (Ам 5:18). Ведь очевидно, что день Господень – тьма для соучастников тьмы и для недостойных дня, ибо во дне Господнем сверкает благочестие и терзается бесчестный ум. Впрочем, о том, что в предстоящей вечности будет день без обновления ночей и без перемены тьмы движением дня, сказано нам в Писании.

Шестоднев.

Свт. Кирилл Александрийский

И Господь даст глас свой пред лицем силы своея, яко мног есть зело полк его, яко крепка дела словес его: зане велик день Господень, велик и светел зело, и кто будет доволен ему

Я уже говорил ранее, что цель пророка – изобразить жестокость и несносность бедствия с тем, чтобы оскорбившие Законоположника уклонениями к пророку впредь обратились и к желанию совершать доброе, и к помыслам более благоразумным, потому что избыток скорбей может, легко может как бы насильно привести некоторых к тому, чтобы совершать угодное навыкшему спасать и могущему освободить. Итак, «даст Господь глас свой пред лицем силы своея», подобно полководцу, воодушевляющему против неприятелей, потому что ни к кому другому, как только предводителям и начальникам над прочими свойственно побуждать к сражению и вести свою рать. Этим показывает, что беды наступают не сами собой и происходят не вследствие простой случайности, а напротив – посылаются Богом, разумеется, разгневанным и потому праведно карающим. Еще более устрашает их, говоря, что весьма велик «полк его» и «яко крепка дела словес» его, потому что не может, конечно, не достигнуть конца то, чему Бог повелел быть; поэтому Он и сказал одному из святых пророков (это был Иеремия): «еда словеса моя не суть… огнь горящ, рече Господь, и яко млать сотрыющ камень» (Иер.23:29)? Значит, слово Божие как бы проницает все, и тому, что Он провещает, ничто не воспротивится, напротив – уступит, а упорствующее и сопротивное легко сокрушается и невольно повинуется хотениям Владыки. Поэтому «велик, – говорит, – и светел день» ради слуха о наводимых бедствиях, распространяющегося по всем людям.

И кто будет доволен ему. То есть: не будет из земнородных никого, кто был бы настолько тверд и крепок, чтобы противодействовать Божиим карам, и весьма мудр был Давид, воскликнув к Богу: «ты страшен еси, и кто противостанет тебе? от гнева твоего?» (Пс.75:8).

Толкование на пророка Иоиля.

Прп. Ефрем Сирин

Господь даст глас Свой пред лицем силы Своея. Господь, чрез Пророков Своих, будет предвозвещать казни сии еще прежде, нежели они постигнут, чтобы люди покаялись, и казнь не постигла их. Яко мног есть зело полк его; потому что действительно крепок был полк ассирийский, уготованный Богом, чтобы наказать упорство народа Его.

Толкование на книгу пророчества Иоиля.

Блж. Иероним Стридонский

И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его

См. Толкование на Иол. 2:1

Ориген

И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его

Спаситель, просвещающий существа, наделенные разумом и имеющие главенство для того, чтобы их ум видел то, что ему надлежит видеть, – это Он есть свет умопостигаемому миру, то есть душам, наделенным разумом, живущим в чувственно-воспринимаемом мире, и, кроме того, всем творениям, которые наполняют мир – мир, частью которого, как нас учит Спаситель, является Он [Сам], будучи, без сомнения, руководящим и существенным элементом и, если можно сказать, солнцем, сотворившим великий день Господень.

Толкование на Евангелие от Иоанна.

Лопухин А.П.

И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его

Образное изображение дня бедствия: во главе воинства, опустошающего страну, представляется Сам Иегова, отдающий повеления об опустошении (ср. Ис XIII:2-5). Подобно этому в день страшного суда над миром Господь явится во главе небесного воинства, т. е. со всеми Своими святыми Ангелами (Мф ХXIV:30-31; XXV:31; ср. Пс СII:20; Дан VII:10). Вместо рус. могуществен исполнитель слова Его в слав. читается: «яко крепка дела словес Его»; по-видимому, LXX евр. azum oseh, силен делающий, читали azum maasch, сильно дело. Евр. venora meod, и весьма страшен (день), LXX перевели ἐπιφανης σφόδρα, слав. «светел зело», так как вместо nora они, по-видимому, читали naro, от оr «быть светлым».