Толкования на Иоиля 3:17

Свт. Кирилл Александрийский

Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него

См. Толкование на Иол. 3:16

Прп. Ефрем Сирин

И будет Иерусалим свят, и иноплеменницы не пройдут сквозе его. Языческие народы не придут на брань с ним.

Толкование на книгу пророчества Иоиля.

Блж. Иероним Стридонский

Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него

См Толкование на Иол. 3:16

Еп. Виссарион (Нечаев)

III. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоил. 3:12–21). В сей паримии содержится пророчество о дне Страшного суда.

И увесте, яко Аз Господь Бог ваш, вселяяся в Сионе, в горе Моей святей. И будет Иерусалим свят, иноплеменницы не пройдут сквозе его ктому

В пророческих видениях, содержащихся в Апокалипсисе, подобными чертами изображается небесный Иерусалим, царство славы, после последнего суда. Словам Иоилева пророчества: Аз Господь Бог ваш, вселяяся в Сионе, соответствуют слова Апокалипсиса: се, скиния Божия с человеки, и вселится с ними. И тии людие Его будут, и Сам Бог будет с ними Бог их (Апок. 21:3). Название у пророка Иоиля Сиона, Церкви небесной, горою и Иерусалима городом святым, усвояется в Апокалипсисе Иерусалиму небесному. И введе мя духом, говорит тот же тайнозритель, на гору велику и высоку, и показа ми град великий, святый Иерусалим (Апок. 21:10). В обоих пророчествах небесный Иерусалим именуется святым потому, что в нем будет обитать одна святость и праведность. В нем не будет места нечестивым, его неприкосновенности не нарушат враги Церкви. Церковь земная принуждена бороться с многоразличными врагами – язычниками, еретиками, раскольниками, и потому называется воинствующею. В Церкви небесной не будет нужды в этой борьбе; враги ее будут побеждены, и потому она называется торжествующею. Это состояние небесной Церкви, ее недоступность врагам одинаково изображается в ветхозаветном и новозаветном пророчествах. У Иоиля об Иерусалиме сказано: иноплеменницы не пройдут сквозе его ктому. В Апокалипсисе о небесном Иерусалиме сказано: не имать в него внити всяко скверно, и творяй мерзость и лжу, но токмо написанные в книгах животных Агнца (Апок. 21:27). В земной Иерусалим до плена и после плена Вавилонского не раз вторгались иноплеменники (Халдеи, Сирийцы, Идумеи), и оскверняли его всякими мерзостями, самый храм превращали в идольское капище, пока наконец Римляне не разрушили город и храм. Церковь христианская также подвергалась поруганию от язычников, еретиков и магометан. Враги ее не раз оскверняли храмы ее вторжением в них и бесчиниями, обращением их на мирское употребление. Ничего подобного не будет в небесном Иерусалиме. Ничто нечистое не проникнет в него; мир и блаженство его обитателей не будет нарушено вторжением врагов (иноплеменницы не пройдут сквозе его).

Толкование на паримии из Книги пророка Иоиля.

Лопухин А.П.

Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него

Обитающий на Сионе: по изображению пророка Иезекииля пред завоеванием Иерусалима слава Божия покинула город, и этим он представлен в добычу врагам (ср. Иез. 8:4, 12; 27 и др.). В приведенных словах Иоиль дает мысль, что торжество врагов над Иерусалимом будет уже невозможно, так как Господь будет жить на Сионе. Не будут уже иноплеменники проходить через него, т. е. проходить с целью нападения или завоевания.

См. также Толкование на Иол. 3:16