Толкования на Иоиля 3:18

Свт. Кирилл Александрийский

И будет в той день, искаплют горы сладость, и холми источат млеко, и вси источницы Иудины источат воды: и источник от дому Господня изыдет, и напоит водотечь сития

Когда будет восстановлен святой Иерусалим и станет недоступным для иноплеменников вследствие того, что в нем поселился Господь всяческих, умилосердился над Своим народом, укрепил его и сделал его победителем противников; тогда «горы искаплют сладость, и холми источат млеко, и источницы Иудины» дадут свою собственную воду. Источниками, думаю, называются истоки потоков или разумеются другим каким-либо способом устроенные водопроводы. Под горами же могут быть подразумеваемы те, которые достигли высоты добродетели и славой добродетельной жизни превзошли других, всем известны и славны, каковы были ученики и, преимущественно пред другими, Креститель, о котором Спаситель говорит: «не воста… болий Иоанна» (Мф. 11:11). И так сии великие и весьма славные мужи источают сладость и как бы медом услаждают слово о Спасителе, так что всякий услышавший его, от чрезмерной радости воскликнет: «коль сладка гортани моему словеса твоя» (Пс. 118:103) и далее; ибо слово святых всегда сладко для тех, которые любят благоугождать Богу. Итак, по всей справедливости под горами можно разуметь этих именно людей. Под холмами же разумеем тех, которые не много уступают превосходству первых и стоят много выше других людей. Такие душам только что уверовавших изливают «словесное и нелестное млеко» (1 Пет. 2:2), доставляя им пищу, свойственную новорожденным младенцам; ибо «совершенных есть твердая пища», молоко же более всего прилично младенцам (Евр. 5:12–14). Но мы этим не говорим того, что только в способности их сообщать младенцам молоко заключается мера силы их; ибо они обладают в достаточной степени силами, так что если бы захотели, то могли бы более крепким по внутреннему расположению сообщать более твердую пищу, руководствуясь словами: «разумне разумевай души стада твоего» (Притч. 27:23). Посему-то божественные ученики, несмотря на то, что Христос даровал нам неисчислимое множество заповедей, предусмотрительно повелевают уверовавшим из язычников воздерживаться от блуда, удавленины и крови: «изволися бо, – говорит, – Святому Духу и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы» (Деян. 15:28). Не слышишь ли, как эта заповедь соответствует младенческому возрасту, и как сообщаемое более слабым по внутренним свойствам как бы подобно молоку? А что духовная вода изобильна у «насажденных в дому Господни», дабы орошаемые божественными струями и напоеваемые вышним и небесным учением «во дворех Бога» процвели (Пс. 91:14); на это указывает, говоря: вси «источницы Иудины источат воды»; ибо и божественные ученики исповедовали, что они призваны от Бога. Но самыми первыми источниками духовных вод были, конечно, подаяния благ святым от Бога чрез Духа. А как бы вторыми источниками вод оказались их слова к нам, исполняющие нас духовными дарованиями. Источником же, вытекающим из дому Господня, кто другой может быть, кроме Христа? Так наименовал Его и Псалмопевец, говоря небесному Отцу и Богу: «потоком сладости твоея напоиши я: яко у тебе источник живота» (Пс. 35:910). Итак, Христос есть поток и источник жизни. Пророк упоминает о потоке ситников, о каком-то потоке, при котором выросли многие ситники. Говорят, что это тот самый поток кедрский, при котором, как говорит Евангелист, насильственно взят был Господь, когда искал Его ученик-предатель вместе с отрядом воинов (Ин. 18). Не будет ничего неприличного, если мы потоку ситников уподобим Церковь, в которую втекает как река мира Господь наш, которую Он как бы обтекает всегда, напаивая вечно зеленые ситники, то есть души святых; ибо ситник есть растение, всегда любящее воду и всегда зеленое. А если бы он и оказался порезанным, то и при этом он будет находиться в хорошем состоянии. Так и добродетель святых не бывает всецело свободна от страданий, ибо хотя они и весьма кроткие приверженцы добродетели, но вместе с тем они и воинственны.

Толкование на пророка Иоиля.

Прп. Ефрем Сирин

В той день искаплют горы сладость, вожделенное освобождение и изобилие. В собственном же и подлинном смысле Пророк горами, каплющими сладость, называет Апостолов, а сладостью – учение божественное; холмами же, источающими млеко, именует Пророков, излагающих чистоту таин, и также новых народных правителей, столько же кротких, как Моисей и Самуил; и еще священство, очищающее весь народ своими кроплениями. Виноградная лоза и смоковница дадут сладость свою; то есть Апостолами истоптаны будут божественные грозды, и Пророками открыт будет вкус таинственного. Источницы иудины источат воды. Пророк церковных учителей называет источниками, потому что из уст их непрестанно льется духовное учение. И источник от дому Господня изыдет, и напоит водотечь Ситтим. Как водотечь Ситтим была ниже источника, ее наполнявшего: так люди для закона Божия соделаются чистым и низменным полем, и примут в себя воды, текущие из дома Господня, то есть закон Божий, который изыдет оттуда, как написано: от Сиона изыдет закон (Мих. 4:2). Еще источник, исходящий от дома Божия, изображает собою святое крещение, называемое источником жизни, омывающим грехи сынов святой Церкви.

Толкование на книгу пророчества Иоиля.

Прп. Максим Исповедник

а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим

Тростниковый поток – это плоть, увлекающая течением страстей силы души и поражающая колющим грехом, будто тростью. Так вот, она напоевается от дома Господня, когда орошается от заповедей Господа, Который воспринял нашу плоть и, оказавшись на пути жизни, испил за нас страдание и стал для нас домом прибежища (Пс. 30:3).

Вопросы и затруднения.

Блж. Иероним Стридонский

И будет в тот день, гори источать будут сладость, и с холмов потечет молоко, и во всех потоках Иуды будет идти вода

Когда Господь будет обитать на Сионе и на святой горе Своей, и когда никто не будет пытаться пройти чрез святой город, тогда всякий, кто будет на той горе и кто достигнет высоты добродетелей, будет источать сладость и мед и из него будут истекать те духовные дары, о которых пророк говорит: коль сладка гортани моему словеса Твои, паче меда устом моим. (Пс. 118: 103) Но кто ниже гор и еще не поднялся на высоту совершенства, тот будет называться холмом, и из него будут течь потоки молока, служащего пищею для младенчества о Христе, и те реки вод, которые, по свидетельству Господа (Ин. гл 7), будут течь из чрева его. Ибо все потоки или источники Иуды наполнятся водою, и не будет в них ничего сухого, потому что все будет исполнено благодати Духа.

И источник выйдешь из дома Господин и будет напоят поток (или источник) терний. Вместо потока терний LХХ перевели: поток вервий, то есть σχοίνων, что́ означает или веревки или, как у египтян, меру определенного пути, соответственно словам псалмопевца: стезю мою и уже мое Ты еси исследовал (Пс. 138:3). Ибо по реке Нилу или на берегах его обыкновенно тянут корабли веревками определенное пространство, называемое вервиями (funiculos), чтобы утомившихся от труда сменяли свежие силы рабочих. Нет ничего удивительного в том, что каждый народ называет определенное пространство пути своим именем; так, у латинян это называется милею (mille раssus), у галлов левками (lеuсаs), у персов парасангами, во всей Германии растами (rаstas), и в каждой стране существует своя особая мера. Это [мы сказали] потому, что чрез вервия LХХ перевели еврейское слово sattim. Впрочем, никто не сомневается в том, что все то, что мы читаем относительно скинии Божией, было сделано из дерев settim, которые LХХ перевели чрез дерева негниющия. Это род дерева, которое [встречается] в пустыне и которое похоже на белый терновник (spinae albae) по цвету и по листьям, но не по величине. Это столь большие деревья, что из них делаются весьма широкие доски, и дерево это весьма крепко, неимоверно легко и красиво, так что все наиболее богатые и старательные люди делают из них сосуды для виноградных тисков, называемые ά᾿ρσενας; И θηλύας. Эти дерева не встречаются на местах обработанных и на римской почве, но только в Аравийской пустыне. Вместо потока вервий или терний Симмах перевел долину терний. Это место находится близ Ливиады, по другую сторону Мертвого моря, в шести милях от нее, где некогда Израиль любодействовал с мадианитянами. Об этом месте упоминает пророк Михей, говоря от лица Бога: людие Мои, помяните убо, что совеща на вы Валак, царь моавитский, и что ему отвеща Валаам, сын Веоров, от Сития (Settim) до Галгал (Мих. 6:5), вместо чего и здесь LХХ перевели ἀπο τῶν σχοίνων, то есть от вервий до Галгалы. Итак выйдет источник из дома Господня, означающего Церковь. О нем и Иезекииль (гл. 47), и Захария (гл. 13) говорят в конце своих книг. Он превратит наши терния, грехи и пороки, не имевшие никакого плода правды, в нивы Господни и напоит нашу сухость обильною водою, и вместо терний и волчцов мы произрастим разнообразные цветы добродетелей, и в том месте, где некогда блудодействовал Израиль и посвящал себя Ваалфегору, расцветут лилии чистоты и розы целомудрия и девства.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Еп. Виссарион (Нечаев)

III. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоил. 3:12–21). В сей паримии содержится пророчество о дне Страшного суда.

И будет в тот день, искаплют горы сладость, и холми источат млеко, и вси источницы Иудины источат воды, и источник от дому Господня изыдет, и напоит водотечь сития (Ситтим)

Блаженное состояние жителей небесного Иерусалима, имеющее наступить со дня всемирного суда (в той день), описывается здесь под чувственными образами, заимствованными от земного благосостояния. Условием земного благосостояния служит обилие предметов продовольствия, к числу которых относится мед, млеко, вода. Наступит время, когда, по слову пророка, даже неплодородные части земли – горы и холмы – покроются богатою растительностью, благоприятствующею пчеловодству (сладость) и скотоводству (млеко), когда скудные водою источники Иудейской маловодной земли обратятся в родники обильно текущей воды, когда водотечь Ситтим, т.е. сухое ложе потока Кедронского, будет полно водою, текущею из храма Господня. Пророк Иезекииль дополняет это описание, говоря, что по берегам этой водотечи, питаемой водою, текущею из храма, «будут расти всякия дерева, доставляющия пищу; листья их не будут увядать и плоды их не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, и листья на врачевание» (Иез. 47:12). Должно полагать, что этими чувственными чертами изображается небесный Иерусалим, ибо в Апокалипсисе теми же чертами изображается он. Тайновидцу, созерцавшему славу небесного Иерусалима, имеющую озарить его после всемирного суда, «показана была чистая река воды жизни, исходящая от престола Бога и Агнца. По ту и другую сторону реки было древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой, и листья дерева для исцеленья народов» (Апок. 22:1–2). Под этою водою, текущею из святилища, в видениях ветхозаветных пророков и новозаветного, равно как под древом жизни и бессмертья, должно разуметь благодать Святого Духа, имеющую утолять в обитателях небесного Иерусалима всякую духовную алчбу и жажду, – удовлетворять потребностями истины, правды, духовного мира и радости. И в земной жизни испытывающее эту алчбу и жажду иногда достигают удовлетворения животворною силою благодати Св. Духа, но удовлетворения не полного, – полное наступит для них в царстве славы, где истина будет зрима во всем своем сиянии, а не чрез тусклое зеркало и гадательно, стремление к правде не будет задерживаемо борьбой с греховными искушениями, духовная радость не будет отравляема неизбежными в земной жизни скорбями. – В этом же духовном смысле должно разуметь сладость и млеко на горах и холмах. Нельзя не видеть в этих предметах земного продовольствия предызображения удовлетворения духовных потребностей в будущем веке, подобно тому, как земля обетованная, текущая медом и млеком, была образом Царства небесного, обильного благами духовными.

Толкование на паримии из Книги пророка Иоиля.

Лопухин А.П.

И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим

Образное изображение будущего благоденствия Израиля: горы, на которых разводится виноград, так будут изобиловать им, что с них будет капать вино, холмы, на которых пасется скот, потекут молоком, а вместо засухи явится обилие воды. Все русла, vekol aphikej, т. е. русла потоков («вали»), питающихся водою с гор и пересыхающих летом. А из дома Господня выйдет источник, и будет напаять долину Ситтим (nahal haschschittim), в слав. «водотечь сития» (источник тростников). Долиной Ситтим или «долиной акаций» называлась долина в земле Моавитской, по ту сторону Иордана (Чис. 25:1 и д. Нав. 3:1). Долина эта получила свое название от schittah акация, так как на ней росло много акаций, любящих сухую почву. По мнению многих комментаторов, пророк разумеет в ст. 18 именно названную долину. Другие понимают евр. nahal haschschittim в смысле нарицательного названия, сухой земли вообще и полагают, что пророк имеет в виду или Кедронскую долину (Михаелис) или лежащую на запад от Иерусалима Вади аль Сант, через которую пролегает дорога в Аскалон (Велльг., Новак). При обоих пониманиях слова haschschittim смысл образа тот, что в стране явится обилие воды и самые средства орошения чудесно изменятся (ср. Иез. 47:1; 3ax. 14:8). В связи с обетованием пророка Иоиля об излиянии Св. Духа и в образах ст. 18 можно видеть образа благодати, изливающейся в Церкви Христовой.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иол. 3:16