Предисловие к толкованиям на книгу пророка Ионы

Свт. Кирилл Александрийский

Божественный Иона имел отца Амафию и происходил из Гефа Ховер. По правдоподобному сказанию, это был небольшой город или селение земли Иудейской. Кажется, он пророчествовал в тоже самое время, как и прежние пророки, то есть Осия и Амос и Михей и прочие. Можно думать, что он изрек народу Израильскому очень много пророчеств, изъяснял небесные и божественные глаголы и ясно предвозвещал будущее. Но кроме этого никакого другого его пророческого слова не осталось в письмени. А что он неоднократно предвозвещал народу Иудейскому о событиях, некогда имеющих совершиться, об этом засвидетельствовало богодухновенное Писание. Так в четвертой книге Царств Священное Писание говорит об Иеровоаме, не о первом, что был в начале и который был сыном Навата, «иже в грех введе Израиля», как написано (4Цар. 13, 11), склонив его поклоняться золотым тельцам; но о другом Иеровоаме, который жил после многих царей и был сын Иоаса. Послушай, что предвозвестил о нем Иона: «той приврати предел Израилев от входа Емафова даже до моря Аравитского, пo глаголу Господа Бога Исраилева, егоже глагола и рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, пророка, иже от Гефаховера. Яко виде Господь смирение Исраилево…, и спасе я рукою (от руки – ἐκ χειρός) Иеровоама» (4Цар. 14, 25–27), то есть, рукою – διὰ χειρός, ибо Иеровоам, сын Иоаса, воевал против иноплеменников и отнятые города земли Иудейской он опять подчинил своей власти и не мало помог Израильтянам при содействии покровительствующего и желающего спасать Бога, хотя они и дошли до последней степени бедствий. Итак были произносимы Ионою по временам и другие пророчества; но о нем записано только то, что полезно и назидательно. Так достойно внимания именно то, что он проповедывал Ниневитянам и что в это время претерпел сам. Но как бы в тенях он изображает и таинство домостроительства Спасителя нашего, как сказал об этом и Сам Христос, обращаясь к Иудеям. Итак в том, что было с божественным Ионой, изображается и отпечатлевается таинство Христа. Кроме того, почитаю нужным сказать читателям следующее. Когда излагается образная речь духовного созерцания, имеющая высший, духовно-созерцательный и таинственный смысл, и при этом предлагается и берется какое-либо лицо в прообраз Христа; тогда человеку мудрому и сведущему необходимо определить с одной стороны, что здесь не имеет значения для предположенной цели, а с другой: что полезно и необходимо и более всего способно послужить для назидания слушателей. Укажем такой пример: пусть предметом служит блаженный Моисей, который предстательствовал пред Богом от лица Израиля при горе Синае и был посредником между Богом и людьми. Устрашившиеся Израильтяне умоляли его, говоря: «глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем» (Исх. 20, 19). А что это событие предызображало посредничество чрез Христа, этому ясно научил Сам Бог и Отец, говоря так: «право вся… глаголаху…: пророка возставлю им от среды братий их, якоже тебе…, очевидно, посредника, ходатайствующего пред Богом за род человеческий и возвещающего всем живущим на земле неизглаголанную волю Бога и Отца; ибо вложу слова Мои в уста его, и возглаголет им о всем, елика заповедаю ему» (Втор. 18, 17–18). Итак божественный Моисей принят за образ Христа, но не все, принадлежащее Моисею, мы будем усвоять и Ему, чтоб нам не оказаться виновными в безумных словах и поступках. Так сам Моисей признается, что он был слабоголосен и медленноязычен и не способен к посольству, и умолял избрать для этого другого. Но Христос ни медленноязычен, ни слабоголосен, как тот, но Он есть великая труба; так называл Его Исаия, говоря: «и будет в той день, вострубят трубою великою» (Ис. 27, 13); ибо слово Спасителя провозвещено повсюду и соделалось слышимым для живущих по всей поднебесной. И Давид, зная это, сказал: «Бог богов Господь глагола, и призва землю, от восток солнца до запад» (Псал. 49, 1). Итак Моисей ходатайствует во образ Христа, между тем как своим косноязычием он уже не являет в себе образ Христа. Опять во образ Эммануила взят был и Аарон, увенчанный преимуществами первосвященства, получивший право входить во Святая святых и облачавшийся в славную и достойную удивления одежду (Исх. 28 гл. и др.). Но опять не все, ему принадлежащее, мы будем относить ко Христу. Так он не был совершенно непорочным; он был обличаем некогда за то, что вместе с Мариамою упрекал Моисея (Числ. 12, 1 и дал.). He был он безупречен и в другом случае, когда Израиль слил тельца в пустыне. Итак не все то, что находится в Писании и образах, пригодно для духавного созерцания; но если берется лицо какого-нибудь человека, изображающего нам в себе Христа, то по справедливости мы должны обходить человеческие недостатки и останавливаться на одних только существенно важных чертах, повсюду отыскивая то, что может быть полезно для цели предмета. Точно так же мы будем рассуждать и об Ионе. Он как бы предызображает нам таинство Христа; впрочем не все, случившееся с ним, можно считать пригодным и необходимым для этого. Так, например, он был послан проповедывать Ниневитянам, но старался убежать от лица Божия и оказался медлительным в исполнении посольства. И Сын от Бога и Отца послан был проповедывать народам; но он не был не расположен к служению и не старался убежать от лица Божия. Пророк убеждал плывущих, говоря: «возмите мя, и вверзите в море, и утолится море от вас» (Ион. 1, 12). И проглочен был китом, потом был выброшен чрез три дня, и после этого ушел в Ниневию и исполнил свое служение; но не мало был опечален, когда Бог умилосердился над жителями Ниневии. И Христос добровольно подъял смерть; Он пребыл в сердце земли три дня и три ночи, воскрес и после того отошел в Галилею и повелел положить начало проповеди к язычникам. Однакож он не был опечален подобно Ионе, видя спасаемых в покаяние. Посему, если мы не будем всякое слово исторического повествования обращать в предмет духовного созерцания, то пусть никто не ставит нам этого в вину. Как пчелы, облетая луга и цветы, всегда собирают потребное для приготовления сотов; так и мудрый толкователь, исследуя святое и богодухновенное Писание, всегда собирая и сочетавая необходимое для изъяснения таинств Христа, предложит благопристойное и неукоризненное учение.

Толкование на книгу пророка Ионы.

Блж. Иероним Стридонский

Около трех лет протекло с того времени, как я составил толкования на пять пророков: Михея, Наума, Аввакума, Софонию и Аггея и, будучи задержан другою работою, не мог докончить того, что начал; потому что я написал книгу о знаменитых мужах и две книги против Иовиниана, также апологию и о наилучшем способе толкования к Паммахию, две книги к Непоциану или о Непоциане и другое, что долго было бы перечислять. Итак, после столь долгого времени и как бы по возвращении домой начав толкование с Ионы, я молюсь о том, чтобы тот, кто служит образом Спасителя и чрез пребывание в течение трех дней и ночей во чреве китовом прообразовал воскресение Господа, даровал нам прежнее рвение и чтобы мы удостоились наития на нас Духа Святого. Ибо если «Иона» значит «голубь», а голубь означает Духа Святого, то и мы должны изъяснять голубя чрез нисшествие на нас голубя. Я знаю, что древние церковные писатели, как греческие, так латинские, много говорили об этой книге и чрез столь многие исследования не столько разъяснили, сколько затемнили мысли, так что самое толкование их нуждается в толковании, и читавший их остается в гораздо большем недоумении, нежели в каком он находился прежде чтения. Это я говорю не для унижения великих умов и не для того, чтобы порицание других обращать в похвалу себе; но потому, что долг толкователя состоит в том, чтобы коротко и вразумительно разъяснять то, что темно, и не столько выказывать свое красноречие, сколько выяснять смысл того, что излагаешь. Итак, спрашиваем: где еще в Священных Писаниях говорится об Ионе пророке, кроме его книги и Евангелий (или Евангелия), то есть, свидетельства Господа о нем? Если не ошибаюсь, в книге Царей о нем написано так: «в лето пятоенадесять Амасии, сына Иоаса, царя Иудина, царствова Иеровоам, сын Иоасов, над Израилем в Самарии четыредесять и едино лето. И сотвори лукавое пред Господем: не отступи от всех грехов Иеровоама, сына Наватова, иже в грех введе Исраиля. Той приврати предел Израилев от входа Емафова даже до моря пустыни, по глаголу Господа, Бога Израилева, егоже глагола рукою раба Своего Иони, сына Амафиина, пророка, иже от Гефа, который в Офире» (4Цар. 14, 23–25). Евреи передают, что этот Амафия был сыном вдовы Сарептской, которого пророк Илия воскресил из мертвых, после чего мать сказала пророку: «се уразумех, яко человек Божий еси ты, и глагол Божий во устех твоих истинен» (или есть истина) (3Цар. 17, 23). Отсюда и этот отрок получил свое имя, потому что «Amathi» на нашем языке значит «истина»: так как Илия сказал истину, то тот, кого он воскресил, назван сыном истины. Затем, Геф, на второй миле от Сафорима (или Сапфирима), называющегося теперь Диовесарией, по пути в Тивериаду, есть небольшое селение, где указывают и место погребения его. Впрочем, некоторые утверждают, что он родился и погребен близ Диосполиса, то есть Лидды, не понимая того, что слово Офир прибавлено для отличия этого Гефа от других городов, носящих это название, которые и теперь указываются близ Елевферополя или Диосполиса. Также в книге Товии, хотя она не находится в каноне, но употребляется церковными мужами, приводится нечто подобное, именно в словах Товии к своему сыну: «чадо, се состарехся, и при исхождении от жития есмь; возми сыны твоя и пойди в Мидию, чадо; уверихся бо, елика глагола Иона пророк о Ниневии, яко разорится» (Тов. 14, 34). И действительно, как в еврейской, так в греческой истории и особенно у Геродота мы читаем, что Ниневия была разрушена в царствование Иосии у евреев и при Астиаге, царе мидийском. Отсюда мы видим, что сначала ниневитяне, покаявшись вследствие проповеди Ионы, получили помилование, во впоследствии, оказав упорство в прежних преступлениях, навлекли на себя божественное наказание. Евреи также передают, что Осия, Амос, Исаия и Иона пророчествовали в одно и тоже время. Это сказано нами применительно к истории. Но нам не безызвестно, досточтимый папа Хроматий, что чрезвычайно трудно все то, что говорится о пророке, изъяснить в отношении к Спасителю, то есть, что он бежал, спал, был выброшен в море, был поглощен китом, быв выброшен на берег, проповедовал покаяние, огорченный спасением многочисленного города, утешался тенью тыквы, был обличен Богом за то, что он более заботился о растении, которое было зеленым и вдруг засохло, нежели о таком множестве людей, и прочее, что мы постараемся объяснить в самой книге, тем не менее, чтобы в кратком предисловии выразить весь смысл пророчества, мы скажем, что никто не может быть лучшим истолкователем своего образа, как сам Тот, кто вдохновил Своих пророков и преднапечатлел в Своих рабах черты будущей истины. Так, Он говорит иудеям, неверящим Его слову и не признающим Его Христом, Сыном Божиим: «мужи Ниневитстии восстанут на суд с родом сим и осудят его, яко покаяшася проповедию Иониною: и се боле Ионы зде» (Матф. 12, 41). Род иудеев осуждается, между тем как мир верует, и Израиль погибает чрез неверие, между тем как Ниневия приносит покаяние. Они имеют книги, а мы – Господа книг, они обладают пророками, мы – разумением пророков, их убивает буква, нас животворит дух (2Кор. 3); у них отпускается Варавва разбойник (Ин. 18), нам отпускается Христос, Сын Божий.

Толкование на книгу пророка Ионы.

Лопухин А.П.

Сведения о пророке Ионе

Сведения о пророке Ионе, как о большинстве ветхозаветных боговдохновенных писателей, отличаются большою скудностью. Книга, надписываемая его именем, подробно сообщая об его деле — посольстве и проповеди в Ниневию, о нем самом ограничивается замечанием, что он был «еврей, чтитель Бога небесного, сын Амитая» (слав. Амафии). Ценное восполнение к этим сведениям дает 4-я книга Царств. Сообщая о расширении пределов Израильского царства при Иеровоаме II-ом, она замечает, что это совершилось «по глаголу Господа Бога Израилева, его же глагола рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, пророка, иже от Гефаховера» (4 Цар. 14:25). Это замечание решает для нас важный вопрос о времени жизни и месте деятельности пророка Ионы. Родом из Гефаховера, он, значит, происходил из Завулонова колена, в котором был этот город (Нав. 19:13) и принадлежал к пророкам Израильского царства. Его имя связывается с царствованием Иеровоама II, который воцарился в 835-м г. до Р. X. и занимал израильский престол 41 год (4 Цар. 14:23). Войну с Сирией, результатом которой по предсказанию Ионы было расширение границ Израильского царства, следует отнести к началу царствования Иеровоама II, так как она начата была ещё его предшественниками (Иоахазом и Иоасом) и им лишь славно закончена. Отсюда и жизнь пророка Ионы нужно отодвигать к более раннему времени. Если пророчество Ионы исполнилось в начале царствования Иеровоама II, то произнесено оно было, конечно, раньше, еще в предшествующее царствование Иоаса. Этому царю пророк Елисей пред смертью предсказал, что он победит Сирийцев, только «не до скончания» (4 Цар. 13:14–20). Пророчество Ионы об окончательной победе над Сирией и восстановлении древних границ Израильского царства является таким образом продолжением и дополнением пророчества Елисея и произнесено было, вероятнее всего, тому же самому Иоасу в утешение. Из сказанного следует, что пророк Иона жил в половине IX в. до Р. Х.; значит по времени своего служения он был самым древним из пророков, оставивших нам свои писания. Он был младшим современником Елисея и даже, может быть, пророка Илии и их преемником по пророчеству. Иудейское предание не без основания считает его учеником пророка Елисея, получившим воспитание в тех пророческих школах, которые были основаны Илиею (4 Цар. 2:2–6; 6:1–8); оно отождествляет его с тем стремительным юношею, которого Елисей послал помазать на царство Ииуя (4 Цар. 9:9–11). Другое предание, передаваемое блаж. Иеронимом, считает пророка Иону сыном сарептской вдовы, воскрешенным Илиею (3 Цар. 17:17–23). Эти предания, устанавливающие связь Ионы с великими израильскими пророками — Илиею и Елисеем, приняты Православною Церковью и включены в службу этому пророку на 22 сентября. Дальнейших сведений о деятельности пророка Ионы мы не имеем, кроме рассказа его книги о проповеди в Ниневии. Другие места Библии, в которых упоминается об Ионе (Тов. 14:8; 3 Мак. 6:6; Мф. 12:46; Лк. 11:30–32), только утверждают этот факт. О конце жизни пророка и его смерти мы узнаем из предания. По одному из них, пророк Иона после проповеди в Ниневии остался жить там до конца своей жизни, там и умер. Его гробница до сих пор указывается на высоком холме близ селения Мозуля, где открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из Ниневии и умер на своей родине в Гефаховере. И здесь, как и близ Ниневии, находится чтимая гробница пророка. Последняя версия о смерти пророка Ионы подтверждается словами 3 кн. Маккавейской, что «Иону после пребывания его во чреве кита морского «Бог показал невредимым всем присным» (3 Мак. 6:6). Значит в отечество он возвратился.

О существе и происхождении книги пр. Ионы

Вопрос о существе книги пророка Ионы в экзегетической литературе решается неодинаково. Самое древнее мнение, опирающееся на прямое свидетельство библейского текста, считает книгу пророка Ионы историческим повествованием, передающим рассказ о действительных событиях и лицах. Другое мнение, развиваемое и широко аргументируемое в критической литературе, не признает книгу Ионы подлинной историей, потому что многое в ней представляется необычайным, непонятным по своей чудесности и невероятным исторически. Защитниками второго мнения книга пророка Ионы считается в той или другой мере вымышленным произведением. Одни видят в ней рассказ о бывшем пророку видении, другие считают ее апологом, аллегорией или притчей, рассказанной с нравоучительной целью, третьи принимают ее за легенду, изукрасившую простой и естественный факт чудесными и невероятными подробностями. Мы не будем останавливаться на том, насколько удачно сближение книги пророка Ионы с указанными выше литературными формами; уже самое многообразие попыток представить книгу Ионы не в форме исторического рассказа говорит о том, что ни одна из них вполне не удовлетворяла. Все эти попытки вытекают из мысли о невозможности представить рассказанное в книге Ионы действительно происшедшим событием. При объяснении текста книги мы постараемся устранить затруднения к историческому пониманию ее, а теперь приведем свидетельства посторонние ей в пользу исторического ее характера.

Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы мы находим в книгах Товита и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее встречающих возражение, пребывания пророка во чреве кита (3 Мак. 6:6) и его проповеди в Ниневии (Тов. 14:8). Затем Иосиф Флавий, передавая в своих «Иудейских Древностях» (IX кн. II гл.) содержание книги Ионы, считает ее за подлинную историю. Только при историческом характере книги Ионы возможно было, что она включена была ветхозаветною церковью в канон священных боговдохновенных книг; произведение вымышленное или искажающее действительность не могло пользоваться таким великим уважением. Вслед за ветхозаветною церковью и древнехристианская понимала и толковала книгу Ионы в историческом смысле. Она в данном случае следовала непререкаемому авторитету Самого Иисуса Христа. Отвечая на требования фарисеев от Него чудес, Он сказал, что наибольшим знамением для них должен служить факт пребывания Ионы во чреве кита: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Эти слова Спасителя могли иметь свою убедительную силу только в том случае, если Он говорил о действительном факте. Знамением чуда воскресения Христова могло быть другое аналогичное ему и непременно историческое (а не вымышленное) чудо. В такой же мере Спасителем засвидетельствован исторический характер и другого события кн. Ионы — покаяние ниневитян. Он сказал: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его; ибо они покаялись от проповеди Иониной и вот здесь больше Иона» (Лк. 11:32). Ставить ниневитян примером отзывчивости на слово Божие Своим современникам Спаситель мог только тогда, когда и Он Сам, и Его слушатели принимали рассказ об этом книги Ионы за подлинную историю.

Но книга пророка Ионы не только историческое повествование, а вместе с тем и писание пророческое. Ее пророчественно-преобразовательный смысл указан в приведенных выше словах Спасителя (Мф. 12:40). Иона своим трехдневным пребыванием во чреве кита преобразовал трехдневное пребывание Спасителя в сердце земли. Это главный пункт книги, но все же им ограничивать весь пророчественный смысл книги нельзя, ибо в таком случае все остальное содержание ее, кроме II-й главы, будет совершенно ненужным прибавлением, непонятно для чего рассказанным. Затем, указанный Спасителем преобразовательный смысл книги становился понятным только христианам, а не иудеям, — между тем именно иудейская церковь включила ее в число пророческих книг. Ввиду всего сказанного нужно пророчественный смысл и значение находить не в отдельных только частях книги, а во всем ее целом, в основной идее, раскрываемой на протяжении всей книги. Идея книги та, что спасение через покаяние может быть даровано Богом не иудеям только, но и язычникам. Иегова не национальный Бог евреев, а Бог всех людей. Феократия (богопроявление) распространяется на все человечество, в Царство Божие войдут и язычники, потому что путь в него один для всех — нравственное усовершенствование. Раскрывая эту идею в историческом рассказе, книга Ионы приготовляла евреев к усвоению главной мессианской идеи о духовном и универсальном характере Царства Мессии. В век Ионы эта идея впервые так ясно озарила религиозное сознание евреев и, как показывает пример самого Ионы, усваивалась ими с большою болезненностью, после тяжелой борьбы с их узконациональными предрассудками. Последующие пророки вплоть до Иоанна Предтечи продолжали учить о спасении всех людей в Царстве Мессии, т. е. раскрывать основную идею книги Ионы, и в этом заключалась главная задача их пророческого служения .Таким образом, книга пророка Ионы должна быть признана первою по времени и содержанию пророческою книгою.

О происхождении книги пророка Ионы, так же как и о ее существе, представителями критического экзегесиса высказываются весьма разнообразные суждения. С большим старанием ищут в книге следов ее позднейшего происхождения и на основании этого относят время ее написания — одни к ассирийскому плену, другие ко времени иудейского царя Иосии или в период вавилонского плена, третьи, наконец, думают, что она написана в послепленньй период, может быть даже во времена Маккавеев. При объяснении книги мы отметим, что те места ее, в которых видят доказательства ее позднейшего происхождения, в действительности не содержат в себе таких указаний, а теперь остановимся на положительной стороне вопроса. Книгу Ионы знает И. Сирах, который говорит о двенадцати малых пророках (Прем. Сираха.49:12), с ее содержанием знаком Товит (Тов. 14:8). Она не могла быть написана позднее 430 г., времени заключения ветхозаветного канона, так как она вошла в него. По характеру содержания книги вероятнее всего предположить, что она написана была самим пророком Ионою. Никто кроме него не мог знать и так живо изобразить самые сокровенные движения его душевной жизни, причем такие, которые служили не в похвалу пророка. Писатель книги несомненно был в Ниневии, ознакомился с ее жизнью и нравами. Язык изобличает в нем израильтянина, а не иудея. Правда об Ионе говорится в книге в третьем лице, но это — обыкновение многих священных писателей ставить в тень свою личность и выдвигать на первый план действие через них слова Божия.