Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего
Предвидя, что иудеи будут склонять воинов ко лжи, и говорить «рцыте, яко украдоша Его» (Мф. 28, 13), сказал: «хранящии суетная и ложная, милость сию оставиша». Ибо пришел милосердующий о них, но был распят и воскрес, давши честную Свою кровь за иудеев и язычников. Но они говорят: «рцыте, яко украдоша Его» (Мф. 28, 13), (они), «хранящии суетная и ложная» (Ион. 2, 9).
Поучения огласительные. Поучение 14.
Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего
См. Толкование на Ион. 2:7
Ст. 9-10 Хранящии суетная и ложная милост свою оставиша. Аз же со гласом хваления и исповедания пожру Тебе, елика обещах, воздам Тебе во спасение мое Господеви
Другие, говорит, непознавшие Тебя, Владыку и Творца всяческих, уловленные сетями суетности и воздававшие лжеименным богам поклонение и наблюдающие за полетом птиц с надеждою на них и пасущие беззаконныхь – не ищут у Тебя милости и никогда не имеют в себе упование на нее. Я же отнюдь не подобен им, но знаю Тебя, – помощника и благого и многомилостивого. Посему с воплем и мольбою буду, говорит, исповедывать Тебя и как самый благовонный фимиам вознесу Тебе песни, очевидно, благодарственные, и принесу Тебе духовные жертвы, – прославление и славословие, a также совершу, и весьма охотно, обеты во спасение, то есть, то, что содействует моему спасению и приносит пользу моей душе. А это было послушанием всему, угодному Богу и исполнением пророческого служения, по уничтожении всякой медлительности и малодушия.
Итак пророк молится, находясь в ките. Это был прообраз человеческий, истинный же образ этого события, то есть Христос, открылся пред честным крестом, когда Он уже при самом наступлении страданий, говорил небесному Отцу: «аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия» (Мф. 26, 39). Он находился в великом страхе и был как бы объят им. Но снизшедши в подземные страны, сказал ли он что-нибудь человеческое, об этом знает только он; ибо утверждать это опасно. Впрочем, мы увидим, что божественный Петр относит к Нему слова, сказанные Давидом: «яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления» (Псал. 15, 10); ибо Он воскрес в третий день «яко не бяше мощно» (Деян. 2, 24), чтоб Он, будучи жизнию по природе, мог быть удержан узами смерти.
Толкование на книгу пророка Ионы.
Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего
См. Толкование на Ион. 2:7
Хранящие тщетно суетное оставят (или оставляют) милосердие свое
Бог по природе милосерд и готов по благости спасти тех, которых не может спасти по правосудию; но мы по своей вине утрачиваем и оставляем всегда готовое и самопредлагающее себя милосердие Божие. Сказал же он не: «делающие суетное», ибо «суета суетствий, всяческая суета», – (Еккл. 1, 2), чтобы не казалось, что все осуждаются и что всему роду человеческому отказывается в милосердии, а: «хранящие суетное» или «ложное», отдающиеся этому с сердечным увлечением, – которые не только делают, но и хранят суетное, любя его и считая как бы за найденное сокровище. При этом обрати внимание на величие души пророка: находясь в морской глубине, будучи окружен постоянным мраком во чреве такого чудовища, он не думает о собственной опасности, но пускается в общие рассуждения о природе. «Оставят», – говорит, – «милосердие свое.» Хотя было оскорблено милосердие, под которым мы можем понимать самого Бога, ибо «щедр и милостив Господь, домотерпелив и многомилостив» (Псал. 142, 8), однако оно не оставляет тех, которые хранят суетное, не отвращается от них, а ожидает их обращения; но они по собственной воле оставляют милосердие, которое ждет и само предлагает себя им. Можно это отнести и к лицу Господа, как пророчество о вероломстве иудеев, которые, считая себя хранящими заповеди человеческие и правила фарисеев, составляющие суету и ложь, оставили Бога, который всегда миловал их.
Толкование на книгу пророка Ионы.
Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего
См. Толкование на Ион. 2:7
Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего
См. Толкование на Ион. 2:2