Толкования на Ион. 3:1

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-4 И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!

Если угодно, послушаем и саму историю. И было, - сказано, - слово Господне к Ионе: встань, иди в Ниневию, город великий (Ион. 1:1-2). Бог, предвидя бегство пророка, с самого начала хочет возбудить [в Ионе] жалость величием города. Но послушаем и проповеди. Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! (Ион. 3:4). Для чего же наперед говоришь о том зле, которое хочешь сделать? Для того, что не сделаю того, о чем говорю наперед. Для того Он угрожал и геенной, чтобы не отвести в геенну: пусть, говорит, устрашают вас слова - и не опечаливают дела. А для чего он ограничивает срок столь кратким временем? Для того, чтобы ты и узнал добродетель иноплеменников - иноплеменников, то есть ниневитян, которые в три дня могли утишить такой гнев [Божий] на их грехи. И подивился человеколюбию Бога, Который удовольствовался трехдневным покаянием за столь великие беззакония, и сам ты не впадал бы в отчаяние, хотя бы и без числа согрешил.

О покаянии 5.4.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-2 И бысть слово Господне пo Ионе вторицею, глаголя: востани, и иди в Ниневию град великий, и проповеждь в нем пo проповеди преждней, юже Аз глаголах тебе

Итак, воодушевленный уже более горячим усердием, он получает вторичное повеление идти в Ниневию и провозгласить ту же самую проповедь, которая сказана была ему в начале, а именно: «яко взыде вопль злобы его ко мне» (Ион. 1, 2). Я уже сказал о том, что относится ко Христу, но буду говорить об этом опять, нисколько не тяготясь этим, как написано: «таяжде бо глаголати вам, мне убо неленостно, вам же твердо» (Фил. 3, 1). Итак мы найдем, что Христос пред честным крестом как бы еще медлил исполнить свое дело, говорю, и язычникам предложить проповедь евангельских учений. О сем весьма ясно говорит Он: «несть послан, токмо ко овцам погибшим дому Исраилева» (Мф. 15, 24) и своим святым ученикам Он заповедывал: «на путь языков не идите» и след. (Мф. 10, 5). Но он был «в сердцы земли три дни и три нощи» (Мф. 12, 40); он пришел «на источники моря, в следах… бесдны ходил» (Иов. 38, 16); «понре… (погрузился) как бы в расселины гор и сниде в землю, еяже вереи ея заклепи вечнии» (Ион. 2, 6–7). Потом расхитив ад и проповедав находившимся там духам и отворив остававшияся недвижимыми врата ада, Он опять возвратился к жизни. Возникла, освободясь от тления, жизнь Его и тогда Он явился в саду прежде других ищущим Его женщинам; потом сказав им: «радуйтесь», повелел возвестить святым ученикам, что Он предваряет их в Галилее (Мф. 28, 7–9). Тогда, наконец, язычникам возвещено было слово Его чрез блаженных апостолов. Тогда заблудшим проповеда «пo проповеди преждней» (Ион. 3, 2): ибо не иными заповедями воспитывал Он Израиля прежде смерти Своей, и не иными – язычников после нея; но одно для всех Евангелие, и совершенно одинаковы знания божественных учеников, – и не одно у тех, которые призваны чрез веру во освящение из Израиля, а другое у нас, призванных из язычников.

Толкование на книгу пророка Ионы.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1–2 И было слово Господне к Ионе во второй раз, говорящее: встань и иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, как ты прежде проповедовал, то, что Я говорю тебе

Пророку не говорится: почему ты не исполнил того, что тебе было повелено? но для него достаточно одного только вразумления чрез бурю и поглощение китом, чтобы тот, кто не внял Господу повелевающему, уразумел Его при своем избавлении чрез Него. Также излишне было бы согрешившему рабу вменять в вину, после испытанных им бедствий, то, что он соделал, потому что подобного рода вразумление служит не столько средством исправления, сколько укором. Господь наш после воскресения вторично посылается в Ниневию, так что тот, кто прежде как бы убегал, говоря: «Отче…, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия» (Матф. 26, 39), и не хотел хлеб детей отдавать псам (Матф. 15, 26), теперь, после того, как те сказали: «распни, распни Его; … не имамы царя, токмо кесаря» (Ин. 19, 15), добровольно отправляется в Ниневию, чтобы проповедовать после воскресения то, что и прежде страдания было повелено Ему проповедовать. Все же то, что Ему повелевается, что Он повинуется, что не желает, что снова вынуждается желать и что во второй раз исполняет волю Отца, относи к природе человеческой и к образу раба, к которым применимы эти слова.

Толкование на книгу пророка Ионы.

Блж. Августин

Ст. 1-4 И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена

Зачем нас спрашивают, прообразом чего было то, что пророк, проглоченный этим чудищем, был на третий день извергнут живым, когда Сам Христос разъяснил это? Род лукавый и прелюбодейный, - сказал Он, - ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:39-40). <…> Ибо как Иона - с корабля во чрево кита, так Христос - с древа в гробницу, в глубины смерти. И как тот [пострадал] за тех, кто был застигнут бурей, так и Он за тех, кто блуждает в море века сего. И как вначале было приказано, чтобы Иона пророчествовал ниневитянам, но не прежде пришло к ним пророчество Ионы, чем низверг его кит, - так и слово Божие было послано к язычникам, но пришло к ним не прежде воскресения Христа.

Письма 102.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе

Вторичное посольство Ионы в Ниневию.

О вторичном посольстве Ионы в Ниневию говорятся теми же словами, какими говорилось и о первом (Ион. 1:1–2), можно думать, что это второе слово Господне к Ионе было дано в той же форме, что и первое (Ион. 1:2).

Содержание проповеди пророка в Ниневии вторично не указывается, а делается ссылка на прежде бывшее об этом повеление Божие: проповедуй в ней, что Я повелел тебе (Ион. 1:2).

Толковая Библия.