Толкования на Ион. 3:10

Свт. Иоанн Златоуст

И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел

Они не знают исхода дела - и не пренебрегают покаянием; не знают свойства человеколюбия Божия - и при такой неизвестности переменяются! У них не было примера других ниневитян, которые бы покаялись и спаслись. Они не читали пророков, не слышали патриархов, не получали ни совета, ни наставления и не были убеждены в том, что могут несомненно умилостивить Бога покаянием. Этого не было и в угрозе. Но хотя они недоумевали и не были уверены в этом, однако покаялись со всей искренностью. Какое же будет оправдание нам, когда они, не будучи уверены в исходе, показали такую перемену, а мы, уверенные в человеколюбии Божьем, часто получали много залогов Его попечения, слушали и пророков и апостолов и научены самыми делами, не поревнуем сравняться с ними в добродетели? Велика и добродетель этих людей, но гораздо больше человеколюбие Божие, и это можно видеть из самой великости угрозы.


Что же, скажи мне, превратилась Ниневия в город разрушенный? Нет, а вышло противоположное: она восстала, сделалась еще славнее и по истечении стольких лет не потеряла своей славы. Напротив, все еще и ныне воспевают Ниневию и удивляются ей за то, что с того времени она сделалась наилучшей пристанью для всех согрешающих, не попуская им впасть в отчаяние, но всех призывая к покаянию. И за то, что она сделала и чем заслужила милость Божью, убеждая никогда не отчаиваться в своем спасении, но вести жизнь добродетельную и питать благую надежду и затем твердо верить, что все завершится счастливым исходом.

К антиохийскому народу 5.5-6.


Что было неразумнее и безрассуднее ниневитян? Однако эти иноплеменники и неразумные, никогда не слыхавшие ни одного любомудра, никогда не получавшие таких заповедей (христианских), услышав слова пророка: Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! (Ион. 3:4 по LXX), в три дня совсем бросили худую привычку: развратный сделался целомудренным, дерзкий - кротким, грабитель и хищник - воздержным и милостивым, беспечный - трудолюбивым. Не одну, не две, не три и не четыре страсти они уврачевали, но исправили все свои пороки. Откуда же, скажешь, это видно? Из слов пророка. Кто осудил их и сказал: Вопль о злобе его [города Ниневии] дошел до небес (LXX; Ион. 1:2), - тот сам же засвидетельствовал о них и противное, сказав: И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего (Ион. 3:10). Не сказал: от блуда или прелюбодеяния, или воровства, - но от злого пути своего. Как же они обратились? Как ведает Бог, а не как судил человек. И мы не стыдимся, не краснеем, что, тогда как иноплеменники в три только дня бросили все пороки, мы, в продолжение столь многих дней оглашаемые и поучаемые, не можем одолеть и одной худой привычки? Они прежде уже дошли до крайнего нечестия: потому что, как услышишь, что вопль о злобе его дошел до Меня, - разумей здесь чрезмерность нечестия их. Несмотря на это, могли в три дня обратиться совершенно к добродетели.

К антиохийскому народу 20.21.


Как для излечения больных врачи, хотя употребляют многие средства, но благоразумный смотрит не на то, что принимал больной, а на то, что послужило к его исцелению, так точно и здесь надобно смотреть. Итак, что же спасло тех ниневитян? На язвы свои они возложили пост (и строгий пост!), лежание на земле, одежды из вретища, пепел и слезы. И вместе с этим переменили и образ жизни. Посмотрим же, какое из перечисленных лекарств уврачевало их. «Но как мы узнаем это?» - скажет кто. Узнаем, если придем ко Врачу или спросим Его Самого. Он не утаит от нас; напротив, со всею готовностью откроет это. Он даже в книге записал это лекарство, исцелившее их, чтобы всякий знал его и не имел нужды спрашивать о нем. Что же это за лекарство? И увидел Бог, - говорит [пророк], - дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них (Ион. 3:10). Не сказал: видел пост, вретища и пепел. Я говорю это не с тем, чтобы отвергать пост - нет, а для того, чтобы убедить вас делать то, что лучше поста, - воздерживаться от всякого зла.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам 4.6.

Свт. Кирилл Александрийский

И виде Бог дела их, яко обратишася от путей своих лукавых: и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори

Господь скор на милость и спасет раскаявающихся; Он тотчас прощает им прежния вины с прекращением у них греха, и Сам оставляет Свой гнев и начинает промышлять об их благе. Когда Он видит, что они обратились к добру, то и Он переходит к кротости, отлагает погибель и удостоивает прощения; ибо Он совершенно справедливо говорит: «и вскую умираете, доме Исраилев, глаголет Господь. Понеже не хощу смерти… умирающего…, но еже обратитися ему от пути своего и жити души его» (Иез. 18, 31–32). Когда же говорит «о зле», то разумей не нравственную нечистоту, но гнев, причиняющий страдания: ибо любя добродетель, Бог нам не делает зла.

Толкование на книгу пророка Ионы.

Сщмч. Климент Римский

И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел

Это, возлюбленные, пишем мы не только для вашего наставления, но и для собственного напоминания, потому что мы находимся на том же поприще и тот же подвиг предлежит нам. Итак, оставим пустые и суетные заботы и обратимся к славному и досточтимому правилу святого звания нашего. Будем смотреть на то, что добро, что угодно и приятно Создателю нашему. Обратим внимание на кровь Христа и увидим, как драгоценна перед Богом кровь Его, которая была пролита для нашего спасения и всему миру принесла благодать покаяния. Пройдем все поколения людей и узнаем, что Господь в каждом поколении милостиво принимал покаяние желавших обратиться к Нему. Ной проповедовал покаяние, и послушавшиеся его спаслись. Иона возвестил ниневитянам погибель, но они, раскаявшись в своих грехах, умилостивили Бога своими молитвами и получили спасение, хотя были чужие Богу.

1-е послание к Коринфянам.

Блж. Иероним Стридонский

И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о зле, о котором сказал, что сделает им, и не сделал

В том и в другом смысле Бог или в то время городу ассирийскому или ежедневно народам всего мира угрожает для того, чтобы они покаялись, и если они обратится, то также Он отменит Свое определение и изменится вследствие обращения народа. Это Иеремия и Иезекииль яснее выражают, говоря, что (Бог не исполнит ни Своих обещаний о благодеяниях, если добрые обратятся к порокам, ни Своих угроз о ниспослании зол людям злым, если те обратятся к спасению. Таким образом и теперь Бог увидел дела их, что они обратились от злого пути своего: Он не слова их услышал, в которых обыкновенно Израиль часто делал обещания: «вся…, яже глагола Господь, сотворим» (Исх. 24, 3), но увидел дела, и так как Он более желает покаяния грешника, нежели смерти (Иезек. 18), то охотно изменил решение, когда увидел изменение дел их; или, скорее. – Бог остался при Своем решении, желая с самого начала помиловать их, потому что никто, желающий наказать, не угрожает тем, что он исполнит. Зло же следует понимать, как выше мы сказали, в смысле наказаний и бедствий, а не в том смысле, что Бог может совершить какое либо зло.

Толкование на книгу пророка Ионы.

Блж. Августин

И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел

В неуверенности они покаялись, обрели же уверенное милосердие.

Изъяснение Псалмов.

Тертуллиан

И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел

Я вижу, как ниневитяне получили от Отца грехов отпущение, - если не сказать, что и тогда уже получили их от Сына, который от начала действовал от имени Отца.

Против Маркиона 4.10.

Лопухин А.П.

И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел

См. Толкование на Ион. 3:5