Толкования на Иов. 2:3

Свт. Иоанн Златоуст

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно

Диавол, скрыв поражение, дал такой первый ответ: «я ходил по земле и обошел ее» («и обшед всю землю приидох»). Бог же открывает то, что он скрыл из зависти; и так как спросивши не услышал от него о понесенном поражении, Сам объявляет о нем и возвещает о победе праведника. «Я ходил по земле и обошел ее». Что же? Для этого ты ходил? Этого искал? Не сказал ли ты: «Дай мне имение Иова»? Для чего умалчиваешь о борьбе? Для того, чтобы скрыть венец победы?» «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный». Не пройди мимо сказанного, а обрати внимание на то, что в первом свидетельстве не было сказано: «незлобив» (άκακος – невинен). Не употребив прежде этого названия, теперь прилагает ему венец незлобия, потому что он с благодарностью перенес несчастия. Поэтому если в дальнейшем он является говорящим дерзновенно, то это должно быть приписано незлобию. И сам Иов говорит затем: «пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» («виде же Господь незлобие мое») (Иов. 31:6). А слово незлобивого никто не объясняет, как произнесенное по злобе, так как мы судим не по делам, а по намерению делающих. Если сын бесчестит отца, то это дело признается нечестивым, и он осуждается, как отцеубийца, потому что поднял голос (язык) против родителя и осмелился бесславить свой корень; а невинное дитя, если ударит отца или мать, то эта дерзость вожделеннее всякого удовольствия. Часто матери доводят детей до дерзости, утешаясь не ею, а незлобием, невинностью, простотою нрава. Так и Бог, видя, что говорит не по злобе, благосклонно принимает слова Иова, будучи призываем им на суд, потому что это слова невинности, а не злобы.

«Напрасно, – говорит, – позавидовав его благосостоянию, ты сказал, что благочестив муж по причине богатства. Он лишился имущества, но не отступил от благочестия. Не захотел ты, бесстыдный, поверить Мне, как Богу. Не должен ли, хотя из опыта, удостовериться в том, что Мой раб не меряет любомудрия счастьем? А смотри: не сказал, что вотще погубил имущество, но: «а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» («ты же рекл еси имения его погубити вотще»), потому что он получил необыкновенную награду за это погубление.

Отрывки на (книгу) блаженного Иова.


Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Я знаю то, что ты скрываешь. Ведь Бог часто спрашивает не для того, чтобы узнать, но чтобы испытать расположение духа спрашиваемых, сознаются ли честно. Так спросил Он Каина: где Авель, брат твой (Быт.4:9)? Хотел его, сделавшего зло, поставить хотя бы обвинителем самого себя, чтобы это самоосуждение смягчило тяжесть обвинения. Ведь всякий, осуждающий самого себя, смягчает негодование сво­его судии. Итак, как тогда Бог спрашивал Каина: где Авель, брат твой? на что тот, подумав, что вопрос предла­гается вследствие незнания, отвечал: не знаю; разве я сторож брату моему (Быт.4:9)? и когда обнаружилось его душевное расположение, тогда обличил его преступление такими словами: голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли (ст. 10), — так (и в других случаях), если, спросив, увидит намерение быть скрытным, обличает виновника злого дела. И здесь, по­сле того как, спрашивая диавола, не получает от него созна­ния в поражении, которое он потерпел, он Сам напоминает ему об его поражении и прославляет победу праведника. Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла? Вникните тщательно, прошу вас, и не оставляйте без внимания этих слов божественного Писания. В первом свидетельстве совершенно не упомянуто: незлобив (в русском переводе этого слова нет), а во втором (появляется это слово). В первый раз Бог говорит: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов.1:8)? Выражение не­злобив там не было употреблено; после же победы и подвига присоединяет, как бы победный венок, эту похвалу, заслу­женную его подвигами. Так как, пострадав в сильнейшей степени, он перенес несчастье без всякого озлобления, не раз­разившись хулой на Владыку, но, приписав все Его благости и сказав: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать (Иов.2:10), то после того как им были произнесены эти слова незлобия, Господь сплетает ему венец незлобия, именно, что несть такова от сущих на земли, яко же он человек не­злобив. А ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно, т.е.: не напрасно ли ты позавидовал его благоденствию? Ты сказал, что он благочестив из-за богатства: вот он потерял все, но не утратил истины. Итак, напрасно ты, диавол, требо­вал гибели всего его имения.

О праведном и блаженном Иове. Слово 4-е.

Свт. Григорий Двоеслов

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно

Если праведный Иов предстает прообразом нашего Искупителя во время Его страдания, то как же сатане говорится Господом: а ты возбуждал Меня против него? Посредник между Богом и человеком, человек Иисус Христос пришел взять вину нашего преступления, понести бичи нашей смертной природы. Но как же о Том, Кто одной и той же самой природы с Отцом, Отец заявляет [если следовать типологическому толкованию], что сатана возбуждал Его против Иисуса, когда известно, что в согласии между Отцом и Сыном нет ни неравенства мощи, ни различия в волении? Однако Тот, Кто равен Отцу по Божественности, ради нас пришел для бичевания во плоти. И Он не смог бы принять бичи, если бы не воспринял обличие осужденного человека, совершая его искупление. И если бы первый человек [Адам] не совершил преступление, второй [Иисус] никогда бы не пришел для унизительного страдания.

Когда же первый человек был отлучен от Господа [Отца] сатаной, тогда Господь [Сын] облекся во второго человека. Итак, сатана возбуждал Господа [Отца] против [второго человека Иисуса], когда в раю с самой вершины праведности он вверг первого человека в грех непослушания. И если бы он не привел первого Адама через совершённый по собственной воле грех к смерти души, то второй Адам, не имеющий греха, не пришел бы принять добровольную смерть плоти.

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно

По сравнению с первым отзывом Господа об Иове (Иов. 1:6) второй содержит небольшую прибавку: «доселе тверд в своей непорочности». Она сделана в целях изобличить диавола в клевете на Иова (Иов. 1:9-11). Он потерял все, но остался верен Богу, тогда как, по уверению сатаны, должен был бы проклясть Господа (Иов. 1:9-11).

Толковая Библия.