Толкования на Иов. 3:1

Свт. Иоанн Златоуст

После того открыл Иов уста свои и проклял день свой

Так как его друзья, подавленные тяжестью его несчастья, не решались произнести слово утешения, Иов первый начинает говорить: страдалец идет навстречу непострадавшим. Мы знаем, братие, что в несчастьях, или горе, или в другом каком печальном случае, каждый боится первым издать звук, чтобы не пока­заться непрошеным советником, или проповедником добро­детели, если же увидит, что кто-нибудь другой начал, тогда следует за ним безбоязненно. Это, братие, и опыт показывает, и дела подтверждают. Итак, когда увидел Иов, что его страдания заграждают уста друзей, пришедших утешить его, тогда сам пострадавший указывает им путь и тотчас начинает изображать свое несчастье, совершенно однако избегая подозрения в хуле.

О праведном и блаженном Иове. Слово 4-е.


Точно сказано: «после того», потому что, видя многих, приходящих к нему и опять уходящих, он продолжал переносить страдания, а когда увидел бывших с Елифазом, пришедших по знакомству и долго остававшихся при нем, которые молчанием свидетельствовали о необычайности происшедшего – а они не осмеливались сказать слово утешения, пока он сам первый не начнет говорить – то, не желая быть в тягость им через молчание, прерывает его. Посмотрим же, что он сказал, отверзши уста.

Отрывки на (книгу) блаженного Иова.

Прав. Иоанн Кронштадтский

После того открыл Иов уста свои и проклял день свой

Видишь, как худо быть в болезни; благодари же Бога, что ты здоров.

Дневник. Том I. 1856.

Дидим Слепец

Ст. 1-2 После того открыл Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов и сказал

Мудрец не суесловен и не произносит языком то, чему невозможно свершиться. Он проклинает не день, то есть временной промежуток, но события, случившиеся на его протяжении. Ибо для Писания вполне обычно события называть днем. Этому учит и псалмопевец, говоря: В день бедствия избавит его Господь (Пс. 40:2) - и называя днем бедствия не временной промежуток, но бедственные события, происходящие на его протяжении. И сказанное Павлом: потому что дни лукавы (Еф. 5:16) - имеет такое же значение. Таким образом, благодаря происходящим событиям кто-то может назвать день добрым, а кто-то злым. В самом деле, для народа Израиля переход через Чермное море был вопреки ожиданию добрым днем, а для египтян - злым. Ибо они погрузились, как свинец, в великих водах (Исх. 15:10).

Комментарии на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

После того открыл Иов уста свои и проклял день свой

Высказывая в своей первой речи сожаление по поводу своего рождения и желание смерти, - мертвенного пребывания, покоя в шеоле, Иов начинает ее проклятием, - пожеланием зла (2 Цар. 16:7-8; Иер. 20:14) дню и ночи своего рождения, послужившим источником, началом стольких бедствий.

Толковая Библия.