Толкования на Иов. 3:23

Свт. Иоанн Златоуст

смерть бо мужу покой, егоже путь сокровен есть, затвори бо Бог окрест его

Смысл этих слов такой: если смерть успокоение, то почему не спешат к ней многие? Для того Бог сделал вожделенною нам жизнь, чтобы мы не прибегали к смерти.

См. также Толкование на Иов. 3:20

Отрывки на (книгу) блаженного Иова.

Свт. Григорий Двоеслов

На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком

Но когда он говорит: «Зачем дан страдальцу свет?» , он предвосхищает узнать это и углубляется, говоря:

Человеку, путь которого сокрыт, и которого Бог окружил мраком

Делающий правильно не знает, продолжит ли он следовать этим путем. – Ибо путь человека сокрыт от него, даже если он видит, что в этой жизни [у него] все хорошо, он все еще не знает цели, к которой он стремится. Если даже он уже ищет небесного, и всеми желаниями стремится к ним, он, однако, все еще не имеет уверенности, пребудет ли он в этих желаниях. Ибо, оставляя грехи, мы направляемся к благочестию; и мы знаем, что оставляем, но не знаем, чего достигнем. Мы знаем, какими мы были вчера, но не знаем, что ожидает нас завтра. Итак, путь человека сокрыт от него, так как, шествуя по пути, он, однако, не может предвидеть к какому конечному результату он придет.

Бог не осуждает того, кто не знает, или не размышляет над тем, что правильно. – Есть же и другое сокрытие пути нашего; иногда мы не знаем, оправданным ли окажется на испытании Строгого Судии то, во что мы верим, ибо часто, как мы сказали, дело наше является причиной осуждения, а считается преуспеянием в добродетели. Часто полагают умилостивить Судию, но возбуждают Миролюбивого к гневу; Соломон засвидетельствовал это, когда сказал: «Есть путь, который кажется человеку правильным; но он, наконец, приводит его к смерти» (Прит. 14:12). Поэтому святые мужи, когда побеждают зло, страшатся даже соделанных благих своих, чтобы в то время когда они не стремятся совершать благое, они не обманывались бы воображением деяний, и чтобы пагубная язва гниения не могла скрываться под видом благой прелести. Ибо они знают, что все еще отягощены бременем развращенности и не могут точно различать благо; и когда они приходят пред очи последнего испытания, они страшатся за то, что иногда в себе одобряли. Хотя они всем умом желают внутреннего, они все еще волнуются от неуверенности за свои дела и не знают, где они шествуют. Так после того, как сказано: «Зачем дан страдальцу свет?» , хорошо добавляется: «Человеку, путь которого сокрыт от него». Это как если бы сказать: «Почему тот, который не знает, как Судия оценит путь его жизни, который он осуществляет, получает успехи в этой жизни?» И еще хорошо добавляет: «И Бог окружил его мраком» . Поскольку человек окружен мраком, он, хотя и пылает желанием к небесному, он не знает своего собственного внутреннего расположения. Он весьма боится, чтобы что-либо не противостало ему на суде, что-то, ныне сокрытое от него в горячности желания блага. Человек окружен мраком, потому что окутывается туманом своего собственного невежества. Разве не окружен он мраком, если часто забывает прошлое, не знает будущего, едва познал настоящее? Мудрый видел себя окруженным мраком, когда сказал: «Мы с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал»? (Прем. 9:16). Пророк видел себя окруженным мраком, когда не мог проникнуть во внутреннее расположение, говоря: «И мрак сделал покровом своим» (Пс. 17:12). Ибо Создатель наш, так как низверг нас в это изгнание, сокрыл свет Свой от видения, сокрыл Себя от очей наших словно в тёмном укрытии.

В чем причина плача святых. – Конечно, когда мы исследуем усердно мрак слепоты нашей, мы возбуждаем ум к плачу. Если он смиренно помнит что лишается света в глубине, то он оплакивает слепоту, которой подвержен внешне. Когда он видит слепоту, которой он окружен, он причиняет себе боль пламенным желанием внутреннего сияния и поражает себя самого со всей силой рвения, и ищет небесный свет, которого он лишился, удалившись от Создателя. Часто случается так, что в этом благоговейном плаче внезапно вспыхивает лучезарность внутренней радости и ум, который прежде лежал в ослеплении возгорается, оживляясь от вздохов, к созерцанию внутреннего сияния.

Моралии на книгу Иова.

Прп. Анастасий Синаит

смерть бо мужу покой, егоже путь сокровен есть, затвори бо Бог окрест его

Послушай, что говорит Писание о всяком человеке, завершающем жизненный путь: «Смерть… мужу покой, егоже путь сокровен есть: затвори бо Бог окрест его». Там, где Бог затворил, – как возможно покаяние? Сия жизнь – жизнь труждающихся, та – увенчанных венком. Сия жизнь – явление Божьего человеколюбия, та – истинного правосудия. Посему «спаси мя ради милости Твоея, яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?» (Пс. 6:5) Кто? Никто. А потому хорошо заранее готовить себя к тому [грядущему] путешествию, запасаясь на путь всем необходимым, дабы то ночное и темное время не застало нас неготовыми, как неразумных дев.

Слово на шестой псалом.

Прп. Исидор Пелусиот

И сие: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1:1), и: блажен муж, бояйся Господа (Пс. 111:1), и все подобные сим изречения сказаны не об одних мужах, но и о женах, в лице владычественного существа будучи изречены и существу подчиненному. Так и сие: не вожделевать вследствие частого лицезрения — узаконено для обоих полов. Ибо не должно и здесь разуметь того же, что иные усиливаются увидеть в словах: смерть мужу покой, пытаясь показать, будто смерть доставляет покой только мужественным и благородным, а не всем, именующимся людьми, тем более, что и это толкование кажется мне нетвердым.

Действительно, для людей мужественных и благородных смерть есть покой, как конец подвигов и начало наград, почему и о жене мужественной говорится: жену доблю кто обрящет? (Притч. 31:10). И чтобы не подумал кто, будто говорится это о невозможности существования таковой жены, сказано в другом месте: жена мужественная венец мужу своему (Притч. 12:4). А имя мужа часто означает мужество. Но здесь у достославного Иова речь не о благородных только, но и просто о всяком человеке, окруженном безысходными бедствиями. Если же кто не верит, то удобно узнает это из состава речи. Ибо вот полная речь: почто бо дан есть сущим в горести свет, и сущим в болезнех душам живот? Иже желают смерти, и не получают; обрадовани же бывают, аще улучат. Смерть бо мужу покой; затвори бо Бог окрест его (Иов. 3:20–23). То есть, когда отовсюду — до небес восходящие искушения, от которых невозможно и охраняться (как и в другом месте сказано: ограду свою на мя вознесе (Иов. 19:6), тогда смерть любезна и вожделенна.

Если же не примут сего толкования, потому что сказано: мужу, то можно обличить их, сказав, что слово муж употребляется по отношению не только к мужчин, но и к женщин. Ибо мужеубийцею называется убивший не только мужа, но и жену; изваянию и мужчины, и женщины в греческом языке дано одно наименование. Впрочем, оставив это как не крайне сильное, попытаемся доказать все Божественными изречениями.

Посему, что скажут, если услышат: муж законопреступный ходит в пути неблаги (Притч. 6:12)? Что скажут, когда будет изречено: муж безумен не познает (Пс. 91:7)? Что, — когда скажут: уподобится мужу уродиву (Мф. 7:26)? Если там слово муж означает не вообще человека, но человека мужественного и благородного, то почему же здесь законопреступный, безумный, юродивый называется мужем?

Письма. Книга II.

Лопухин А.П.

На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком

См. Толкование на Иов. 3:20