Толкования на Иов. 5:10

Свт. Иоанн Златоуст

дает дождь на лице земли и посылает воды на лице полей

Это первое Его благодеяние, которым поддерживается наша жизнь и показывается смена времен.

Отрывки на (книгу) блаженного Иова.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 10-11 дает дождь на лице земли и посылает воды на лице полей; униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение

Таинственный смысл

Так как мы верим, что друзья блаженного Иова были просвещены общением с ним, то необходимо, чтобы мы обсудили таинственный смысл этих слов Елифаза. Всемогущий Бог посылает дождь на землю, когда наполняет черствые сердца язычников проповедью небесной благодати. И орошает вселенную водами, так как бесплодие несчастных людей Дух восполнением приводит к плодоношению, как и Истина Сама о Себе говорит: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек (Ин. 4:14). Человек же обозначается именем вселенной, потому что в нем самом проявляется истинный образ и великое единение вселенной. Потому что, всякий кто живет, либо существует, а не живет; либо живет, но никоим образом не мыслит; либо и живет, и мыслит, но не понимает и не различает; либо и живет, мыслит и понимает, и различает. Камни существуют, но не живут. Деревья существуют, живут, но, однако, не мыслят. Зелень травы и деревьев называется жизнью, как и Павел о семенах говорит: Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет (1 Кор. 15:36). Существуют неразумные животные, которые живут и мыслят, но, однако не понимают. Существуют ангелы, которые живут и мыслят и различают в осознании. Так как человек имеет бытие, как и камни, как и деревья – жизнь, как и животные – мышление, как и ангелы – различение, то справедливо изображается наименованием вселенной тот, в котором, до некоторой степени, содержится сама вселенная. Как и говорит Истина Своим ученикам: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.16:15). Он хотел, чтобы под разумной тварью понимался только человек, которому Он назначил до некоторой степени общность со всеми.

Хотя, это название «вселенной» может быть осмыслены и по-другому. Так как благодать Святого Духа в одно и тоже время подчиняет себе богатых и не отталкивает бедных, сильных унижает, а слабым не мешает приходить к себе, славных смиряет и овладевает неизвестными, принимает умных и не презирает глупость невежественных. Итак, вселенную орошает водами Бог, Который даром Святого Духа в роде каждого человека призывает к познаванию Себя.

Но, наименованием вселенной может обозначаться само различие нравов. Так как, один возвышается гордыней, а другой приклоняется тяжестью страха, один возгорается желанием, другой пышет алчностью, один губит себя распущенностью, другой вскипает злобой. Но, когда Бог орошает водами вселенную, учением священной речи гордому дается смирение, боязливому – отвага, жадный к удовольствиям через стремление к нравственной чистоте очищается от грязи, алчный через умеренность охлаждается от суетного горения, расслабленный воздвигается желанием справедливости, вспыльчивый сдерживается от своего стремительного возбуждения; потому что силой Своей речи Он в каждом отдельно приводит к порядку многообразие нравов, чтобы каждый в Его речи мог найти то, что поможет ему принести необходимый плод добродетели. Потому неким мудрецом говорится о сладости манны: Ты послал им, нетрудящимся, с неба готовый хлеб, имевший в себе всякую радость и приятность по вкусу каждого (Прем. Сол. 16:20). Конечно, манна имела в себе всякую радость и приятность по вкусу каждого, потому что в устах духовных она порождала вкус согласно желанию того, кто ест, как и Божественное Слово, согласное всем и не противоречащее Самому Себе, нисходит к характеру слушателей; в то время как каждый избранный воспринимает это с пользой, согласно своей мере, наподобие того, как полученная манна изменяла вкус, согласно воле того, кто ест. И, поскольку прилежание в добрых делах вознаграждается славой, то после орошения водами сразу добавлено: Который униженных поставляет на высоту, и сетующих возносит во спасение.

Униженные поставляются на высоту, потому что те, которые сейчас презираемы любовью Бога, потом придут как судьи вместе с Богом, как мы уже сказали немного ранее, тем же самым Истина обещает, говоря: Вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19:28). Тогда сетующих Господь возносит во спасение, потому что те, которые воспламеняются божественным желанием, избегают благополучия, переносят бедствия, претерпевают мучение от неотступных гонителей, сами себя наказывают рыданием, которые тогда получат настолько более возвышенное спасение, насколько самоотверженно теперь умрут для всех удовольствий мира. Как и Соломон говорит: Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой (Прит. 14:10). Поскольку человеческий разум знает горечь души своей, то вместе с пламенным желанием вечного отечества он в рыданиях познает горечь своего путешествия; но чужой не вмешается в его радость, потому что тот, кто теперь чужд покаянной скорби, тогда не будет причастен к радости утешения. Как и в Евангелии Истина говорит: Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Ин. 16:20). И снова: Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16:22). Итак, Господь говорит, что сетующих вознесет во спасение, потому что временно отверженных ради Него, Он утешит истинным спасением. Однако, ничто не препятствует в этой жизни, что воспринимается как Божие избрание. Конечно, униженные поставляются на высоту, потому что, когда они смиренно подчиняются, то рассуждением возвышенного ума минуют все временное; и, когда они себя во всем считают недостойными, то суждением здравого рассудка превосходящие, они попирают славу этого мира. Давайте посмотрим на смиренного Павла. Вот он говорит ученикам: Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Христа (2 Кор. 4:5). Рассмотрим этого смиренного, уже поставленного на высоту. Он говорит: Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские (1 Кор. 6:3)? И снова: Воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе (Еф. 2:6). Возможно, внешне его тогда связывала цепь, однако, он был поставлен на высоту умом, который уже тогда уверенностью своей надежды находился на небесах. Итак, святые мужи, презираемые извне словно недостойные, все терпят. Но, полагающие себя достойными местопребывания небесного, с уверенностью ожидают вечной славы, и, когда они страдают от непримиримого гонения извне, то ищут убежища в защищенной крепости ума. И оттуда они смотрят вниз и видят, что все проходит, среди всего они различают, что и сами они проходят телесно; они не боятся угроз, так как и муки без труда преодолевают терпением. Поскольку и Соломоном говорится: Праведник смел, как лев (Прит. 28:1). Им же еще написано: Ничто приключившееся не опечалит праведника (Прит. 12:21). Потому все праведники находятся на неприступной вершине своего устремления, что они, умирая, не ощущают смерти, и удивительным образом стрелы нечестивых бьют их, но не поражают. Итак, на высоте смиренные оказываются от того, что всячески себя презирают и потому-то и находятся в полной безопасности.

Напротив, нечестивой душе, изображенной пророком под видом Вавилона, говорится: Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: у дочери Халдеев нет престола (Ис. 47:1). Здесь человеческая душа именуется девой, не непорочной, как я полагаю, но бесплодной. И, так как «Вавилон» переводится как «смешение», то справедливо бесплодная душа называется дочерью Вавилона, потому что она не совершает никаких добрых дел и никоим образом не принадлежит к праведной жизни, происходя от материнского «смешения». Однако, потеряв целомудренное состояние, дева именуется уже не бесплодной, а порочной, дойдя до предела своего смешения, чем она и являлась. Божественное слово открыто ее порицает: Сойди. Ведь душа человека поднимается высоко, когда чает получить высшее воздаяние, но теряет высоту, когда безумно предается волнам житейских попечений. И еще ей хорошо сказано: Сядь на прах. Потому сошедшая сидит во прахе, что, оставив небесное, запятналась земными помыслами, оказавшись среди низшего, потеряла достоинство. Далее божественный глас еще громче восклицает: Сиди на земле. Как бы открыто негодуя: Так как ты не смогла возвыситься до небесного состояния, смиряйся, распростертая на земле. И еще добавляется: у дочери Халдеев нет престола. Халдеями называются необузданные. А сильно необузданные – это те, которые, следуя за своей волей, не могут изменить своих нравов.

Необузданные земные помыслы не только не слышат заповеди Творца, но даже после строгого наказания сохраняют душу твердой и бесчувственной. Дочь нечестивых не имеет трона, как лишается седалища суда душа, которая рождается для любви к этому миру из нечестивых желаний и укрепляется этими желаниями тем, что предается земным похотям. Не сидит ни на каком троне, поскольку лишена дара различения, как будто бы прогоняется с седалища суждения о себе, поскольку блуждает, движимая плотской похотью. Понятно, что душа, потерявшая внутреннее седалище рассуждения, растрачивает себя вовне через неисчислимые пожелания, и так как становится неспособной к умопостигаемым вещам, совершенно слепнет, так что не знает, что делает; и часто по справедливому наказанию бывает оставлена в своей собственной воле и портится боязливым желанием многотрудного мирского служения. И еще: И более не будут называть тебя нежною и роскошною. Возьми жернова и мели муку (Ис. 47:1-2). Конечно, известно, что родители берегут свою нежную дочь и не обременяют ее тяжелым и рабским трудом. Итак, Всемогущий Бог, словно зовет нежную дочь, когда каждую возлюбленную душу призывает от тяжких работ этого мира, чтобы ей не сделаться бесчувственной для внутренних стремлений, занимаясь внешними работами. Но, дочь халдеев не называется нежною и роскошною, потому что душа, преданная порочным желаниям оставляется в том, чего она боязливо добивается через работу мира сего, чтобы внешне служила миру как рабыня та, которая внутри себя совсем не любит Бога, как дочь. Потому и приказывается ей взять жернова и молоть муку. Жернов крутится по кругу и получается мука. Всякое же деяние этого мира – это жернов, который, накапливая многочисленные попечения, как будто проворачивает человеческие души по кругу; и потом, выбрасывает из себя, словно муку, так как и душа с развращенным сердцем всегда рождает ничтожнейшие помыслы. Иногда бывает, что человек, когда покоится, кажется весьма достойным, но, вынужденный совершать поступки, обнажается, о чем и сказано: Обнажи стыд твой, открой плечо, покажи голени, переходи реки (Ис. 47:2). Итак, именно при совершении труда и обнажается стыд, ведь дешевая и ничтожная душа, узнается через действие, хотя ранее считалась великой. Душа открывает плечо, когда показывает то свое дело, которое не умеет совершить. Обнажает голень, потому что этим открыто показывает, какими шагами пожеланий стремится к мирским выгодам. Реки же переходит, поскольку непрерывно стремится к делам века сего, которые ежедневно текут к своему концу; и, оставляя одно, следует за другим, как будто устремляется из реки в реку. Это мы сказали малыми словами, чтобы показать, где находится душа, сброшенная с престола святого устремления, поскольку если она перестала желать узнать чего-то выше самой себя, то непрерывно обрушивается под саму себя. Водружается же наверх, если, отказавшись от любви к временному, привязывается к неизменной надежде вечного.

Исторический смысл

Итак, хорошо сказано: униженных поставляет на высоту. И еще: и плачущих спасительно возносит. Часто в этом мире успешные люди оказываются возвысившимися, потому что они гордятся славой собственного процветания. Но сетующих Господь спасительно возносит, то есть безопасно возводит обездоленных Своих к славе истинного благополучия. Конечно, возвышены спасительно, а не безумно, те, кто расположены творить добрые дела, они радуются в крепкой надежде на Бога. Но некоторые, как мы сказали, и совершают беззаконие, и не перестают радоваться. О таких говорит Соломон: радуются, делая зло, похваляются делами злыми (Прит. 2:14). И еще: Есть нечестивые, которые так в себе уверены, как если бы они творили дела праведников (Еккл. 8:14). Конечно, не спасительно, а безумно возносятся те, которые гордятся, когда должны сокрушаться, и праведники оплакивают веселие этих несчастных. В этом они подобны сумасшедшим, которые считают добродетелью свое собственное помешательство; из-за болезни им кажется, что они могут совершить больше, чем здоровые; и думают, что у них возрастают силы в то время, когда они приближаются к концу жизни с возрастающим утомлением. И, не имея разума, плачут и смеются; и настолько ощущают радость, насколько безумные не замечают болезни, от которой страдают. Итак, Господь спасительно возносит плачущих, ведь души избранных веселятся, не безумно о настоящей жизни, но об истинности вечного спасения.

Моралии на книгу Иова.

Дидим Слепец

дает дождь на лице земли и посылает воды на лице полей

См. Толкование на Иов. 5:9

Лопухин А.П.

Ст. 10-11 дает дождь на лице земли и посылает воды на лице полей; униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение

Господь, орошающий водами землю (Пс. 103:10-13; Пс. 146:8; Иер. 14:22) и превращающий пораженные засухой местности в плодородные (ср.: Пс. 106:35-36), превращает людские страдания и горесть в радость (1 Цар. 2:7-8).

См. также Толкование на Иов. 5:9