Толкования на Иов. 7:5

Свт. Иоанн Златоуст

Тело мое одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопается и гноится

Словами «обливаю глыбы земли» («обливаю грудие земли») показывает, что он действовал, мне думается, уже не черепком, а делал это посредством комьев земли. Чрез все это он вразумляет, конечно, друзей и относительно терпения, и относительно устранения мысли, что он страдает за грехи, чтобы на основании чрезмерности бедствий они не думали, будто он так порочен, что обречен на такие страдания. Им нужно было подумать о том, что их касается, и так судить и о том, что касается Иова. Непрекращающиеся боли, и гной, и черви показывали вместе терпение и твердость.

Отрывки на (книгу) блаженного Иова.

Свт. Григорий Двоеслов

Тело мое одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопается и гноится

Если мы это воспримем как голос вселенской Церкви, то обнаружим, что она, без сомнения, иногда отягощается гниением плоти, а иногда - грязными струпами. В ней, разумеется, есть многие, кто, служа любви к плоти, разлагается зловонием роскоши. А есть такие, кто держится в стороне от вожделений плоти, однако всем сердцем своим погружен в земные дела. Так пусть святая Церковь говорит голосом одного из своих членов, пусть скажет о том, что она претерпевает от каждого из них: Плоть моя одета гниением и грязными струнами. Как если бы она открыто заявила: «Много тех, кто члены мои по вере, но по делам не здоровы и не чисты, ибо одержимы непристойными желаниями и поражены разлагающим гниением, либо, предавшись земным делам, превращаются в пыль. Ведь в предавших себя распутству, которых приходится терпеть, я издаю стоны от гниения плоти; а в ищущих земного что мне приходится сносить, как не разложение в пыль?»

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

Ст. 5-10 Тело мое одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопается и гноится. Дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды. Вспомни, что жизнь моя дуновение, что око мое не возвратится видеть доброе. Не увидит меня око видевшего меня; очи Твои на меня, - и нет меня. Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его

Современное состояние Иова таково, что лишает его возможности думать о счастье в будущем. И оно, действительно, невозможно. Он - живой труп, покрытый червями, которые разводятся в теле, принявшем цвет земли («тело мое одето … пыльными струпами», - ст. 5, точнее - «земляною корою»). Разложение же тела - предвестие смерти: мелькающие с быстротою ткацкого челнока дни (ст. 6, ср.: Ис. 38:12) не возбуждают иной надежды, Иов умрет, исчезнет для всех знавших и видевших его (ст. 8, 10 ср.: Иов. 20:9; Пс. 38:14; Пс. 102:16), сойдет в преисподнюю, из которой нет возврата для возвращения на землю, к ее благам.

Толковая Библия.

См. так же Толкование на Иов. 7:1