Толкования на Иов. 9:10

Свт. Иоанн Златоуст

делает великое, неисследимое и чудное без числа

«Разве то, о чем я прежде сказал (Иов. 5:9), не велико, разве не принадлежит к неисследимому, хотя это видимо? А не тем ли более невидимое?» Смотри: нигде не говорит о существе, а только об Его действиях. «И к чему, – говорит, – указывать на каждое из них? Дела Божии велики, непостижимы и бесчисленны!

Отрывки на (книгу) блаженного Иова.

Сщмч. Дионисий Александрийский

делает великое, неисследимое и чудное без числа

Ты видел, что говорит о Боге блаженный Иов. Почтив и прославив Его многими и подробными словами, он опять объединяет свои прославления, говоря: творяй велия и неизследованная, славная же и изрядная, имже несть числа. Ведь хотя число неисчислимо и не имеет конца, так как всегда допускает увеличение и прибавление до бесконечности, однако дела Божии, говорит он, превышают всякое беспредельное число.

Если таковы дела, то насколько более Сам Он? Что для всякого непостижимо и бесконечно, то для Бога составляет самое малое и по количеству, как говорится здесь, и по величине, как сказано в псалме, где Он называется великим выше меры: велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца (Псал. CXLIV, 3). Он выше всякой похвалы, изумительнее всякого изумления, славнее всякой славы и превыше всякой высоты, как написано: страшен Господь, и велик зело, и чудно могутство Его. Славяще Господа вознесите, елико аще можете, превзыдет бо и еще (Сир. XLIII, 31–32). И не легко было бы выбрать из божественных писаний и предложить великие хвалебные гимны: все эти гимны превышает Бог Своею славою и величием.

Из толкований на книгу Иова.

Дидим Слепец

делает великое, неисследимое и чудное без числа

Великий по необходимости делает великое, но делающий великое не обязательно должен быть великим. Ибо эти [вещи] не взаимообратимы. Итак, творя великие [дела], ученики обладали [силой творить их] от великого Бога. Пользуясь человеческим примером, я скажу, что грамматик пишет согласно правилам грамматики. Но не всякий, кто пишет правильно, непременно обладает этой [способностью] благодаря грамматике, но также благодаря случаю и навыку. Следовательно, и относительно величия очевидно, что только тот, кто велик, всегда делает великое. Соответственно и мы согласно нашей способности созерцаем Бога из величия творений и обретаем понятие о Самом Боге. [Иов] говорил это для того, чтобы друзья, предполагающие единственную причину [его] бедствий, поняли, что делающий великое и страшное и глубокое имеет и неисследимые судьбы, которые [одновременно] суть славные, то есть преисполненные славы. Подобно этому и Павел пишет, говоря: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его, ибо кто познал ум Господень? (Рим. 11:33-34).

Комментарии на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

делает великое, неисследимое и чудное без числа

Все приведенные Иовом факты составляют незначительную часть не поддающихся исчислению великих дел Божиих (ср.: Иов. 5:9; Иов. 26:14).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иов. 9:1