Толкования на Иов. 10:18

Прп. Исихий Иерусалимский

Ст. 18-22 И зачем Ты вывел меня из чрева? пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня; пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб! Не малы ли дни мои? Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился, прежде нежели отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма

Чтобы не соблазнить многих, смотрящих на окончание его жизни в скорбях и печали, не без оснований сей праведный муж вопрошает о конце его испытаний. Потому и сказал Иов: прежде, нежели отойду, - и уже не возвращусь; из чего ясно, что [речь идет] о его человеческой жизни, словно бы сказано было так: «Правда, если я возвращусь сюда и здесь обрету награду за труды мои, я не буду истощен и не откажусь от своей борьбы со смертью в моих испытаниях. А находящиеся здесь, зная мою праведность, увидят, что я получаю награду, ибо возвращаюсь. Но если они увидят, что я теперь умираю в испытаниях, они либо подумают, что Иов порочен, либо поверят, что нет пользы от праведности.

Гомилии на Книгу Иова.

Дидим Слепец

Ст. 18-22 И зачем Ты вывел меня из чрева? пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня; пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб! Не малы ли дни мои? Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился, прежде нежели отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма

Кто-нибудь может подумать, что [он говорит это] от отчаяния, но [такая мысль] опровергается словами Бога: Ты хочешь обвинить Меня, чтобы оправдать себя? (Иов. 40:3). Итак, сказавший немного ранее: Если я виновен, горе мне! (Иов. 10:15), говорит это не для того, чтобы выразить противоположное мнение, но желая показать тягости своей жизни, чего порочный [человек] не стал бы делать, потому что он радуется этой жизни. Кроме того, он хочет, чтобы и друзьям ясно открылась причина, по которой он не умер при выходе из чрева, и стало очевидно, что [это произошло] потому, что должна быть цель мужества. Указывается еще и на жизнь во плоти, о которой пишет Павел: И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15:19). Иов испытывал и радости, и горести жизни. Ибо никто, отрешенный от плоти, не радуется богатству, распутству и не терзается горестями. Итак, он был искушен этой жизнью и ее радостями (ибо он был благочаден, многочаден и богат и имел телесное здоровье), но когда его дела переменились к противоположному, он на опыте испытал это и на деле познал тщетность [земных радостей]. Он учит и нас не иметь влечения к ним, говоря: И зачем Ты вывел меня из чрева? пусть бы я умер, чтобы [ничей] глаз не видел меня, чтобы я был, как небывшии, <…> такую молитву он возносит. Ибо немалые беды теснили его, и он не бесчувственно переносил скорби. Ведь, если бы он ничего не чувствовал, в этом не было ничего мужественного. А молясь с благодарностью, Иов учит тому, что он все претерпевал силой Божьей. Об этом и Павел говорит: Не я, впрочем, а благодать со мною (1 Кор. 15:10). Иов хочет вознести [такую молитву] прежде нежели отойдет, откуда не возвратится (Иов. 10:21). Итак, он молился так не ради себя самого, но ради того, чтобы наставить друзей, которые подвергающихся бедствиям считали порочными, а свободных от них добродетельными. Он хотел, чтобы [друзья верно] судили о нем. И не следует думать, будто Иов отрицает воскресение мертвых, <…> говоря: где нет света и невозможно увидеть жизнь смертных. Будучи самым мужественным [из людей], он и в скорбях возвещал о будущем веке. Таким образом, он не отрицал воскресения, когда говорил: прежде нежели отойду, откуда не возвращусь. А мрачной и темной землей тьмы вечной, где нет света и жизни смертных, святой называет [ту жизнь] прежде всего потому, что уделяет себе худшее. Ибо ему не подобало говорить: «прежде нежели я буду в Царствии Небесном и в земле обетования Божьего». А кроме того, он хочет, чтобы слышавшие это научились [правильному] суждению о том, что еще не случалось исправление делами.

Комментарии на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

Ст. 18-19 И зачем Ты вывел меня из чрева? пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня; пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб

Утверждая, что Господь еще при создании решил не прощать ему греха (ст. 13-14), Иов не понимает, как Бог мог даровать ему жизнь. Последнее предполагает и требует любви, но ее не было, за что ручается определение «не оставлять греха без наказания». Не было любви, не мог появиться на свет и Иов. Так возникает новое недоумение.

Толковая Библия.