Толкования на Иов. 11:13

Свт. Григорий Двоеслов

Ты же утвердил сердце твое и простер к Богу руки твои

Исторический смысл

В этом месте имеется в виду утвердить сердце не через добродетель, а через нечувствительность. Ведь всякий дух, который подчиняет себя соображениям внутренней строгости, размягчается от боязни этого, и его пронзает стрела Божественного страха, потому что нетвердая душа действует по смирению. А всякое упрямство нечувствительности твердеет – словно утверждается сердце, – так что его не поражают стрелы страха Божия. Поэтому Господь милосердно говорит некоторым через пророка: Возьму от вас сердце каменное, и дам вам сердце плотяное (Иез. 36:26). Разумеется, Он забирает каменное сердце, когда отнимает у нас черствость гордости и подает плотяное сердце, когда затем ту же нашу. черствость обращает в чувствительность. Через руки же, как мы неоднократно учили, обозначаются дела. Итак, гордиться добродетелью в делах, в противность благодати Щедродателя, – это значит воздевать к Богу руки с виною. Ведь тот, кто, говоря перед лицом Вечного Судии, приписывает себе, что он сделал доброго, протягивает к Богу руки с гордостью. Очевидно, что негодные на избранных, еретики на правоверных всегда нападают так, что, когда они не могут порицать дела, они силятся осуждать за гордость в делах, поскольку тех, кого они не могут обличить в худой деятельности, они обвиняют в грехе гордости. Поэтому они и то доброе, что бывает видимо, они уже совсем не считают добрым, так как это будто бы бывает показываемо по побуждению гордого помысла. Гордые, которые часто порицают смиренное, не знают, что своими речами они наносят удар по самим себе.

Моралии на книгу Иова.

Дидим Слепец

Ст. 13-14 Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои, и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих

Возомнив себя учителем, он словно бы увещает Иова, говоря: «Даже если ты совершенно чист, так что всегда простираешь руки в молитве, когда просишь что-то у Бога, будь готов отвергнуть и то порочное, что осталось в тебе, и не дай беззаконию обитать в тебе», что имеет такой смысл: «Если окажется как-нибудь, что ты совершил беззаконие, пусть порок не остается в тебе и не обитает в твоей жизни». Он говорит это, потому что, по здравому смыслу, чистоте души должна соответствовать и нравственная добродетель. Этому подобно изречение: воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2:8). Но он ошибается, думая, что можно иметь чистое сердце и неправедные дела. Ему можно возразить, <…> что творящий милостыню, чтобы видели ее люди, тем самым обнаруживает свое оскверненное сердце.

Комментарии на Книгу Иова.

Олимпиодор

Ст. 13-14 Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои, и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих

Времена здесь изменились, и смысл таков: «Если ты повинуешься Мне, очисть свое сердце и простри к Господу руки в молитве, и не греши более и не поступай беззаконно, и тогда будет с тобой все так и так, как сказано далее». И видимо, Софар увещает Иова, но при этом и укоряет его, как будто он терпит наказание за грех.

Комментарии на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

Ст. 13-20 Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои, и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, то поднимешь незапятнанное лице твое и будешь тверд и не будешь бояться. Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем. И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро. И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно. Будешь лежать, и не будет устрашающего, и многие будут заискивать у тебя. глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них, и надежда их исчезнет

Определения Божии премудры и неотвратимы; следовательно, им нужно подчиняться, а не противиться. Смирение вознаграждается, гордость наказывается. Когда Иов прекратит ропот, «управит сердце свое», - даст ему истинное направление (ст. 13, ср.: 1 Цар. 7:3; 2 Пар. 20:33; Пс. 77:8), что выразится в молитве и удалении от всего дурного (ст. 14, ср.: Иов. 8:5-6), то Бог наградит его. Он исцелится от болезней, лицо его сделается чистым, освободится от струпьев (ст. 15); не испытывая страха лишиться, он будет пользоваться устойчивым непрекращающимся счастьем, счастьем настолько полным и захватывающим его существо, что воспоминания о пережитых страданиях не оставят в его душе чувства горечи (ст. 16). Не омрачаемая ни опасением за будущее (ст. 15), ни печальными воспоминаниями о прошлом, жизнь Иова будет яснее полдня, - самого светлого в течение дня времени (ст. 17). Даже в случае опасности он, уверенный в божественной помощи и защите, может наслаждаться покоем, не боясь бедствия; оно его не коснется (ст. 18-19; ср.: Иов. 5:21-24; Лев. 26:6; Соф. 3:13). Наконец, благоволение Божие к Иову сделает его предметом уважения для многих: они будут заискивать, добиваться его расположения (ст. 19; ср.: Притч. 19:6).

Толковая Библия.