Толкования на Иов. 11:19

Свт. Григорий Двоеслов

Будешь лежать, и не будет устрашающего, и многие будут заискивать у тебя. глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них, и надежда их исчезнет

Кто ищет теперешней славы, тот, вне сомнения, боится презрения. Кто жаден до стяжания, тот верно боится потерь. Как раз та самая вещь, которая представляется ему целительной, ранит его своей потерей. Так как он прикован к вещам переменчивым и обреченным на погибель, то и лежит он за ними в самой дали от оплота безмятежности. И наоборот, [человек], прочно укореняющийся в одном лишь стремлении к вечности, ни успехами не возносится, ни невзгодами не сотрясается - нет для него в мире того, что его притягивает, а потому нет и того, чего он от мира боится…

Кроме того, надо знать, что когда дурные люди излагают правильные мысли, то очень трудно им не выдать всего того, что они преследуют втайне. Вот и Софар добавляет: И многие будут заискивать у тебя. Ведь праведники не для того удерживают себя на тесных тропах невинности, чтобы другие заискивали перед ними. Будь то еретики, или какие другие отступники - все они живут с маской невинности среди людей и хотят казаться их заступниками. И когда, говоря о священном, скрывают то, что их привлекает, они обещают все это другим как нечто великое; когда же возвещают о делах небесных, в ручательствах своих скоро показывают, что же они любят. Но чтобы долгим обещанием земных благ не выдать, что они собой являют, быстро возвращаются к словам праведности. И тут же говорится: А глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них. А то, что именованием глаз обозначается сила намерения, подтверждается Евангельской истиной: Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло (Мф. 6:22). Значит, если поступку нашему будет предшествовать чистый помысел, то пусть даже людям покажется иначе, но взору нашего внутреннего Судии тело последующего поступка предстанет светлым. Итак, глаза беззаконных - это их намерения [следовать] устремлениям плоти. И они истаивают, потому что пренебрегают вечностью и всегда ищут только преходящего…

На что надеется этот грешник во всех его помышлениях, как не на то, чтобы превзойти остальных своей силой, обогнать других обилием имущества, подчинить господством своих противников, предстать достойным восхищения перед последователями, усмирять по желанию гнев и выглядеть благодетелем, когда его хвалят? Чтобы ему предлагалось все, чего запросит его аппетит; чтобы спешно исполнялось все то, что повелевают его похоти?

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

Будешь лежать, и не будет устрашающего, и многие будут заискивать у тебя

См. Толкование на Иов. 11:13