Толкования на Иов. 13:20

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 20-21 Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего: удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня

В этом месте под лицом Бога что еще мы должны понимать, как не наказание Божье, которое приходит вслед за тем, что Он взирает на грехи? От него не уйти и никакому праведнику, если не избавится от двух [вещей], которые он называет. Об этом Иов говорит: удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня. Итак, в том и другом что иное испрашивает Иов пророческим голосом, как не времена благодати и искупления? Ведь закон удерживал народ страхом отмщения, так что согрешивший под законом подлежал наказанию смертью. И народ Израиля служил Господу не из любви, но из страха. Но праведность не может стать совершенной через страх, как о том сказано голосом Иоанна: Совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4:18). И Павел утешает детей усыновления, говоря: Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15). Итак, голосом рода человеческого, хотящего выйти из-под сурового ига закона и от страха перейти к любви, Иов умоляет Бога избавить его от двух [вещей], говоря: удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня; то есть: «удали от меня суровое иго, избавь от груза страха и, покуда освещает меня благодать любви, излей на меня дух крепости. Ибо если не буду я вдали от ударов и страхов, то знаю, что не избегу строгости суда Твоего, ведь пред взором Твоим не может быть праведным тот, кто служит Тебе не любовью, а страхом». Поэтому Иов ищет самого присутствия Своего Создателя, словно бы такое было обычно и телесно, для того чтобы и слышать то, чего он не ведает, и быть услышанным в том, что он знает.

Нравственные беседы.

Дидим Слепец

Ст. 20-21 Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего: удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня

Неясность этих слов может разъясняться следующим образом. Он говорит: «Если Ты поступишь со мной так, как говорят друзья, и объявишь меня будто бы порочным, я скроюсь от лица Твоего; если же, как я говорю, удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня». Скрывается от лица Божьего всякий согрешающий, совершающий дела, которые недостойны Его, как и Адам скрывался от лица Божьего. А обратно этому - скрываться Богом согласно словам: Ты укроешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских (Пс. 30:21). И это [означает] спасение, когда Бог скрывает ревностного [человека], чтобы он не попал в людские мятежи. И сокровенным может быть таинственное созерцание лика Божьего, которое противопоставляется явному. Ибо из дел промысла и творений нельзя видеть Бога сокровенно, но явно. Сказано: Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим. 1:19). Итак, как выше сказано, Богом скрыто спасение, и бесполезно скрываться подобно Адаму. Иов не поступает так, потому что не подлежит греху,- говоря: удали от меня руку Твою <…>, чтобы они научились, что я претерпеваю это не за грехи. Ибо друзья ничего другого не помышляли кроме того, что он страдает за грехи.

Комментарии на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

Ст. 20-21 Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего: удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня

Иов уверен в своей невинности, уверен и в том, что оправдается пред Богом. Препятствие к этому может быть только со стороны Господа. Если Он «не удалит от Иова руки своей», т. е. не ослабит или совсем не прекратит страданий, то последний все время будет находиться в состоянии трепета, душевного смятения (Иов. 9:28), парализующего ясность мысли и тем самым мешающего выяснению невинности. Отсюда «удаление руки Божией», дарование успокоения - является первым условием, при соблюдении которого Иов может доказать свою правоту. Вторым - служит предоставление ему в течение всего суда с Богом права голоса, почему он и просит, чтобы Он не привел его в молчание страхом Своего божественного величия (ст. 21; ср. Иов. 9:34-35).

Толковая Библия.