Толкования на Иов. 13:25

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 25-26 Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь? Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей

Что такое человек, как не лист, в раю упавший с дерева? Разве не лист - человек, которого подхватывает ветер искушения и кружат порывы страстей? Человеческий разум, сколь часто испытывает искушения, столь часто и движим порывами. Вот, его часто приводит в смятение гнев: когда гнев отступает, приходит нелепая радость… Поскольку все, что мы произносим, проходит, а что пишем, остается, то и говорится, что Бог не говорит, а пишет горькое, ибо Его бичевания продолжительно длятся для нас. Однажды человеку, который согрешил, было сказано: ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3:19). И ангелы, много раз являясь, дали людям заповеди. Моисей законодатель в строгих рамках удерживал грех. Единородный Сын Всевышнего Отца Сам пришел для нашего искупления, упразднил смерть, приняв ее, даровал нам жизнь вечную, явив ее Собою. Но тот приговор, что вынесен был в раю относительно смерти, остается неизменным от самого начала рода человеческого до скончания века.

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

Ст. 25-28 Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь? Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей, и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои, - гонишься по следам ног моих. А он, как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью

Бог поступает с Иовом как строгий, безжалостный судья. Не объявляя Иову его вины, Он прямо выносит ему тяжкий судебный приговор («пишешь … горькое» ср. Иов. 10:1; Ос. 8:12); не совершившему в последние годы каких-либо значительных проступков вменяет в вину грех юности, т. е. легкомыслия (ст. 26; ср. Пс. 24:7), не дает двинуться с места без боли («ставишь в колоду ноги мои», - ст. 27) тому, чье тело изъедено болезнью, готово распасться (28 ст.).

Толковая Библия.