Толкования на Иов. 14:20

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 20-22 Отринул еси его до конца, и отиде: изменил еси ему лице и испустил еси. Многим же бывшым сыном его, не весть: аще же и мало их будет, не знает: но плоти его болеша, душа же его о себе сетова

Ты отринул его до конца и он ушел; поднял на него лицо Твое и он исчез. Когда у него стало много сыновей, он не ведает, если и мало их будет, не знает, но плоть его болит, и душа его в нем страдает. «Поскольку человек терпит наказание, - говорит, - то, даже имея много сыновей, он того не ведает. Ибо после своей смерти он часто лишается того благоденствия, которым наслаждался бы при жизни. Ведь какая польза оставлять [после себя] детей, когда ты сам отошел?» Ты видишь, повсюду он приводит как причину краткодневность [человеческой жизни] и невозможность обратиться назад и вернуться сюда. «Допустим, - говорит, - он оставляет [после себя] сыновей, но он не замечает своих благ. Мало ли будет потомков или много, он не ведает. Что может быть прискорбнее, когда [человек] не знает своего преуспеяния, когда отходит один, сознавая собственные беды? И если что доброе должно случиться после его кончины, он не знает того и не узнает, но [сознает] только, что плоть его болит и душа его в нем страдает».

Комментарий на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лице и отсылаешь его

И действительно, создаваемое смертью бедствие вечно («теснишь до конца», - евр. «lanezah» - на веки; Иов. 20:7). Как и всякий человек, Иов умрет с обезображенным смертью лицом («изменяешь ему лице»), уйдет и более не возвратится к земной жизни (ср. «отойду, - и уже не возвращусь» - Иов. 10:21).

Толковая Библия.