Толкования на Иов. 15:20

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 20-24 Нечестивый мучит себя во все дни свои, и число лет закрыто от притеснителя; звук ужасов в ушах его; среди мира идет на него губитель. Он не надеется спастись от тьмы; видит пред собою меч. Он скитается за куском хлеба повсюду; знает, что уже готов, в руках у него день тьмы. Устрашает его нужда и теснота; одолевает его, как царь, приготовившийся к битве

И иноплеменник не пришел на них. То есть мудры те, которые наслаждаются миром и передают его потомкам. Они не испытали войны, не видели битвы, не восставали, но стояли мужественно и храбро; и они победили и обрели крепость и силу, наслаждаясь великим миром. Вся жизнь нечестивых, говорит, в попечении. И даже когда они будут в мире, их совесть будет в беспокойстве. Лета же, данные сильным, которые неправедны, исчислены, говорит, потому что тираны недолгожизненны. Когда он мнит, что пребывает в мире, тогда придет на него истребление, так что он узнает, что война свыше, и не будет ему изменения в несчастьях. Он предназначен в пищу коршунам, осужден в руки железа. Посмотри, и смерть его достойна жалости. [Он умирает] не по общему закону природы, но насильственно, на войне и в сражении, и после смерти не будет ни гроба, ни погребения, и он останется не только непогребенным, но достанется, говорит, в пищу коршунам. Он знает в себе, что ждет его падение. Довольно тяжело сознавать, что тебе прорицаются и предвещаются такие вещи.

Комментарий на Книгу Иова.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 20-24 Нечестивый мучит себя во все дни свои, и число лет закрыто от притеснителя; звук ужасов в ушах его; среди мира идет на него губитель. Он не надеется спастись от тьмы; видит пред собою меч. Он скитается за куском хлеба повсюду; знает, что уже готов, в руках у него день тьмы. Устрашает его нужда и теснота; одолевает его, как царь, приготовившийся к битве

Это означает, что нужда и стеснение улавливают [нечестивого] повсюду, словно на поле, где с одной стороны угрожает царь с вражескими знаменами, а с другой теснят грабители и разбойники, так что нет покоя ни уму его, ни душе.

Комментарий на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

Ст. 20-24 Нечестивый мучит себя во все дни свои, и число лет закрыто от притеснителя; звук ужасов в ушах его; среди мира идет на него губитель. Он не надеется спастись от тьмы; видит пред собою меч. Он скитается за куском хлеба повсюду; знает, что уже готов, в руках у него день тьмы. Устрашает его нужда и теснота; одолевает его, как царь, приготовившийся к битве

Согласно излагаемому Елифазом учению предков, нечестивый никогда не пользуется настоящим миром; его совесть, обремененная преступлениями, постоянно заставляет страшиться бедствий. Мучения усиливаются еще тем обстоятельством, что грешник не знает конца им: «число лет закрыто от притеснителя (ст. 20). Создаваемые на почве мучений совести предчувствия бедствий оправдываются: нечестивый слышит устрашающе звуки, которые предвещают ему гибель. И хотя она постигает его в то время, когда он наслаждается благоденствием (ст. 21), но спастись не представляется возможности: меч божественного мщения поражает грешника (ст. 22). Несчастье, на которое обречен нечестивый, - для богатого им является полная нищета (ст. 23) - постигает его с непреоборимою силою (ст. 24).

Толковая Библия.