Толкования на Иов. 16:20

Свт. Иоанн Златоуст

Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое

Как бы так говорит: «Да услышит это Бог, да видит это Бог; вняв мольбам моим и, помиловав плачущего, да остановится в наказании меня, тяжко пострадавшего!» И это для тебя, славный муж, было исполнено. Твою борьбу видел великий Раздаятель венцов, твои мольбы услышал, на твои драгоценные слезы призрел, поэтому и сделал известною причину борьбы. А капание (или проливание) слез пред Господом бывает с теми, которые блаженно плачут.

Отрывки на (книгу) блаженного Иова.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 20-22 Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое. О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим! Ибо летам моим приходит конец, и я отхожу в путь невозвратный

Этот возглас вместе с блаженным Иовом подходит и к каждому из нас; ведь всякий, кто делает что-либо, дабы заслужить людской похвалы, ищет себе земного свидетеля, а тот, кто спешит угодить Всемогущему Богу своими делами, помышляет о небесном свидетеле. Часто бывает, что беспечные люди укоряют нас даже за самые добрые дела. Но имеющий свидетельство на небесах не должен опасаться упреков людей. Потому и сказано: Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое. Что еще подразумевается под оком, как не сердечное устремление? Как написано: если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло (Мф. 6:22). Ибо если что-то делается с добрым намерением, то такое намерение пред Богом вряд ли очернится. И когда друзья многоречивы, то есть когда они отвергают то, в чем объединяет вера, тогда к Богу должно слезить око, так чтобы все наше сердце исполнялось болью сокровенной любви и чтобы оно возвышалось, а не возвращалось внутрь себя, будучи гонимым упреками со стороны, - дабы и вовсе не пропало…

Теперь же говорится: О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим! Как если бы было прямо сказано: «Поскольку во всем, что я говорю, я являюсь услышанным, то пусть и я слышу все, что говорится обо мне». Однако такого не может быть в нашей жизни, потому что очи сердца нашего закрыты большой преградой, мешающей созерцать нам возвышенность Бога, - то есть нашей немощью. Но тогда мы увидим Его ясно, как ясно Он теперь взирает на нас; когда избавимся от этой немощи, обретем ту благодать внутреннего созерцания, о которой говорит Павел: а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор. 13:12). Потому и блаженный Иов, видя, что такое знание теперь никак не может стать совершенным, скорбит о слепоте нынешней жизни, но утешает себя ее краткосрочностью, говоря: Ибо летам моим приходит конец, и я отхожу в путь невозвратный. Все преходящее краткосрочно, если даже и кажется, что медленно приближается к концу. Мы встаем на путь смерти, которым не возвращаемся, не потому, что мы не восстанем к жизни во плоти, а потому, что мы не вернемся к трудам нашей смертной жизни или к снисканию такими трудами наград.

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

Ст. 20-21 Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое. О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим

Еврейское выражение «мелитзай рехай», переданное в синодальном тексте словом: «многоречивые друзья мои», должно быть переведено согласно с Пс. 118:51 - фразою «насмешники друзья мои». Пусть друзья смеются, издеваются (ст. 4) над уверенностью Иова в свой невинности. Он остается при своем убеждении. Уверенный в ней и конечном правосудии Бога, страдалец желает лишь одного: видеть его проявление теперь же. Поэтому он просит, чтобы Господь позволил, дал ему возможность отстоять пред Ним свою правоту, подобно тому, как он мог бы сделать это в споре с человеком (ст. 21, ср.: Иов. 9:32 и д. ).

Толковая Библия.