Толкования на Иов. 21:27

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 27-30 Знаю я ваши мысли и ухищрения, какие вы против меня сплетаете. Вы скажете: где дом князя, и где шатер, в котором жили беззаконные? Разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями, что в день погибели пощажен бывает злодей, в день гнева отводится в сторону

Люди некрепкие, стремящиеся в этом мире к процветанию, как великого зла боятся бичевания, а когда видят претерпевающих скорби, вину их соизмеряют с наказанием. Если видят кого наказанным, то считают, что он не угодил Богу. Потому друзья блаженного Иова, видя, что он наказан, поверили в его нечестие, то есть они считали, что, не будь он нечестив, остались бы и шатры его. Но так никто не считает, кроме человека, который отягощен немощью, который прочно ход помышлений своих устремляет к радостям века сего, который не желает стремлением к совершенному перейти к родине вечности. Поэтому справедливо добавлено: Разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями? Ведь нечестивый сохраняется для дня погибели, и ведом он ко дню гнева. Часто терпение Божье долго выносит тех, кого оно уже осуждает на заранее известное наказание; позволяет процветать тем, кого видит погружающимися в еще большее зло. И так как Он видит, к какой бездне осуждения они приближаются, то считает, что ничего им [не даст то обстоятельство], что они здесь умножают беззакония, которые должны были оставить. А тот, кто любит славу нынешней жизни, считает большим счастьем процветать здесь согласно своим желаниям, хотя потом ему придется терпеть вечные муки.

И лишь тот не видит ничего особенного в том, что нечестивый процветает, кто уже отвратил сердце свое от любви к нынешнему веку. Потому справедливо слова о будущем осуждении нечестивого предваряются так: Разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями? Путешественником, конечно же, назван тот, кто полагает, что теперешняя жизнь есть для него только путь, но не родина; кто не прилепляет сердца своего в любви ко всему, что проходит мимо; кто не стремится остаться среди мелькания вещей, а жаждет прийти к вечности.

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

Ст. 27-28 Знаю я ваши мысли и ухищрения, какие вы против меня сплетаете. Вы скажете: где дом князя, и где шатер, в котором жили беззаконные

Возражением против высказываемого Иовом взгляда являются неоднократные заявления друзей, что одним из доказательств наказания грешников является гибель его жилища (Иов. 8:22; Иов. 15:34; Иов. 18:15, 21). Ввиду возможности повторения их и в настоящем случае («где дом князя?») Иов приводит ослабляющие силу этого соображения данные.

Толковая Библия.