Толкования на Иов. 23:10

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 10-12 Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, – выйду, как золото. Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила

Но Он знает путь мой. Как если бы он сказал так: «Я на себя смотрю строго и не могу знать себя совершенно; но Тот, Кого видеть я не способен, лучше видит все, что я делаю». Далее: Пусть испытает меня, – выйду, как золото. Золото в печи приобретает свое естественное сияние, когда теряет примеси. И вот подобно золоту, проходящему через огонь, испытывается душа праведных – огнем испытаний уничтожаются их пороки, а заслуги увеличиваются.

Святой муж сравнил себя с тем, кто проходит испытание, как золото огнем, и сказано это не без гордости. Ибо человек, которого глас Божий еще до страданий объявил праведным, подвергнут был испытаниям не затем, чтобы очиститься от пороков, но дабы заслуги его возросли, дабы золото очистилось огнем. Сам же о себе считал меньше, чем был на самом деле, ибо, будучи предан испытаниям, верил, что он проходит очищение; но в нем не было ничего, от чего следовало очиститься…

Нога моя твердо держится стези Его. Словно бы по стезям Божьим мы наблюдаем, как управляются и добрые, и злые, как различаются праведные и неправедные, как покорные день за днем восходят к лучшему и как противники добра все более погружаются в худшее. Об этих стезях говорил пророк: Видели шествие Твое, Боже (Пс. 67:25). И мы, созерцая силу долготерпения и милости Его и пытаясь Ему подражать, твердо держимся стези Его тем, что подражаем Его образу действия…

Пути Его я хранил и не уклонялся. Хранит пути и не уклоняется тот, кто осуществляет то, о чем помышляет. Хранить пути [требуется] в намерении, не уклоняться от пути – в поступках. В обычае праведников каждый день сверять дела свои с путями истины и, поставив себе это за правило, не сходить с пути правды. Они, конечно же, сами в себе стремятся день ото дня продвигаться вперед, и по мере того как они приближаются к вершине благодетелей, они критически осмысливают, что в них самих остается из того, что ниже их, и тогда они спешат целиком прийти к тому, к чему, как узнали, пришли отчасти.

Далее следует: От заповеди уст Его не отступал. Подобно тому как добросовестные слуги всегда следят за лицами своих господ, дабы то, что им повелят, с готовностью услышать и исполнить, так и разум праведных устремлен к своему всемогущему Господину. Так, по Писанию, верующие взирают на уста Его, изрекающие все, что захочет, чтобы не быть в разногласии с Его волей в той мере, в какой они ее слышат в Его словах. Когда делается так, Его слова не проходят пустыми сквозь их уши, а прочно оседают в их сердцах.

Потому здесь и добавлено: Глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила. Мы храним глаголы уст Его в сердце, когда заповеди Его слышим не мимоходом, а для того чтобы исполнять на деле. Вот, о Самой Божьей Матери написано: «А Мария хранила все слова эти, нося их в сердце Своем». И даже когда слова эти воплощаются на деле, о них говорят, что они сокрыты в самом сердце, если совершаемым внешне не возносится разум делающего внутри. Когда воспринятое слово превращается в дело и этим взыскивается людская похвала, то слово Божье точно, но сокрыто в таком уме. Но хотел бы я знать, блаженный муж, зачем так строго исследуешь себя, зачем сдавливаешь себя такой тревогой?

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

Ст. 10-12 Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, – выйду, как золото. Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила

Бог скрывается от Иова с тою целью, чтобы не дать ему возможности оправдаться (проявление вражды), так как знает, что с суда он выйдет столь же чистым, как золото из горнила (ст. 10; ср. Притч. 17:3; Зах. 13:9). Неизбежность последнего объясняется тем, что Иов в течение всей своей жизни был тверд в благочестии. Он не уклонялся от пути, указанного Богом (ст. 11; ср. Пс. 16:5; Пс. 124:5; Ис. 30:11), предпочитал божественную волю своим личным желаниям («правила», евр. «хукки» – противоположные божественным законам законы греховной природы ср. Рим. 7:23).

Толковая Библия.