Толкования на Иов. 26:1

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-4 И отвечал Иов и сказал: как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного! Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя

Отвечал же Иов и сказал: кому ты привержен или кому хочешь помогать? Не Тому ли, у кого многая крепость и сильная мышца? Кому ты дал совет? Не Тому ли, у кого вся премудрость? Кому ты повинуешься? Не Тому ли, у кого величайшая сила? Кому ты возвестил глаголы? Чье дыхание исходит из тебя? То есть, «я не порицаю тебя за то, что ты взял на себя роль Бога. Ибо так и надо было [поступить]. Однако не следовало осуждать меня». В самом деле, можно было говорить в защиту Бога, но и не выдвигать обвинений против Иова.

Комментарий на Книгу Иова.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 1-4 И отвечал Иов и сказал: как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного! Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя

«Кому ты дал совет? Может, тому, в ком нет мудрости?» Дать совет глупому – дело милосердия, мудрому – показное проявление, а давать его Самой Истине – извращенность. И поскольку те, которые, как мы уже сказали, являются прообразом еретиков, своими речами более следовали показному проявлению, чем пользе, то против Вилдада верно сказано далее: как во всей полноте объяснил дело. Всякий, кто истинно мудр, не бывает слишком мудр, потому что, согласно слову Павла, [такой человек] «не пытается быть мудрее той меры, в которой он должен быть мудрым». А в ком слишком много мудрости, тот не мудр, потому что, когда мудрость превышает необходимую меру, она уклонится в какую-нибудь сторону греха. Неуместную мудрость показывают те [люди], которые пытаются казаться мудрее других. Оттого большей частью и случается, что не умеющие быть смиренномудрыми говорят глупости.

Нравственные беседы.