Толкования на Иов. 28:12

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 12-14 Но где премудрость обретается? …она не обретается на земле живых. Бездна говорит: не во мне она; и море говорит: не у меня

Она не обретается на земле живых. Что иное обозначается в этом месте землей, как не человеческая душа? О ней говорит псалмопевец: Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной (Пс. 62:2). Но такую мудрость нельзя найти на земле живых, поскольку человек, все еще кормящийся наслаждениями этой жизни, отдаляется от восприятия вечной премудрости. Ибо, если бы он был достаточно мудр, удален от внутренних радостей, он стал бы оплакивать слепоту своего изгнания, в котором оказался. Так, Соломон говорит: во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл. 1:18). Ведь чем больше человек узнаёт, что он потерял, тем больше начинает скорбеть о приговоре своей беспечности, который теперь ему открылся. А теперь он понимает, как он пал, как от радостей рая пришел к горестям нынешней жизни, как вместо сообщества ангелов оказался среди забот и потребностей. Он понимает, среди каких опасностей пребывает тот, кто прежде пренебрег своим положением безопасности. И вот, он оплакивает свое изгнание, которое, будучи осужденным, обречен терпеть; он воздыхает по славе небесной, которой мог бы наслаждаться без всякой опасности, если бы не захотел согрешить…

Бездна говорит: не во мне она. Что как не сердца людей он здесь называет бездной? Это они и текучими становятся от падения, и мрачными от мглы двусмысленности. А премудрость не обретается в такой бездне. Нечестивый ум, стремясь мудрствовать плотски, показывает свою глупость в [делах] духовных. Вот, по свидетельству Павла: Мудрость века сего – безумие пред Богом (1 Кор. 3:19). Потому чем более человек безумен внутри, тем больше ему удается казаться мудрым снаружи…

И море говорит: не у меня. Что названо именем моря, если не горечь беспокойства мирских умов, которые, враждебно нападая друг на друга, сталкиваются, подобно встречным волнам? Жизнь мирских людей верно названа морем, потому что, сотрясаемая бурей порывов и страстей, она отдаляется от покоя и крепости внутренней Премудрости. А об обратном хорошо сказано пророком: А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66:2).

Нравственные беседы

Лопухин А.П.

Но где премудрость обретается? и где место разума

Земля и земное дают знание о земном; но то, что сверх земли, землею не дается. Она не может сообщить премудрости, (евр. «хокма»), знания вещей в их сущности, последних основаниях, и того высшего религиозно-нравственного видения, которое указывает нормы человеческого существования.

Толковая Библия.