Толкования на Иов. 29:21

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 21-24 Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем. После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них. Ждали меня как дождя, и, как дождю позднему, открывали уста свои. Бывало, улыбнусь им — они не верят; и света лица моего они не помрачали

Мы без сомнения верим тому, что таково было уважение к блаженному Иову [со стороны тех, кого] он направлял. Но, как мы уже неоднократно говорили, святая Церковь, находясь под давлением нападок еретиков и живущих плотски людей, вспоминает минувшие времена, когда все, что от Нее говорится, со страхом воспринимается верующими. Скорбя о бесстыдстве Своих противников, она говорит: Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем. Как если бы открыто говорилось: «Не так, как эти бесстыдные и надменные, которые, отказываясь принять слова истины, поступают, будто учением своим предваряют истины моей проповеди». Теперь их ученики, готовые услышать совет, безмолвствуют, потому что слова их не решаются оспорить и принимают на веру. И чтобы продвинуться, они слушают не для того, чтобы рассуждать, но для того, чтобы последовать. Относительно их справедливо добавлено: После слов моих уже не рассуждали. А еретики, свободные от любых преград, в своей свободе бывают самыми злонамеренными, ибо они дерзают прибавить и к словам [Писания], занимаясь будто бы исправлением истины [церковной] проповеди. А о добрых слушателях он добавляет: речь моя капала на них. Что понимать под каплей речи, как не меру проповеди? Так надлежит, чтобы благодать воодушевления подавалась каждому согласно его способности [вместить]…

Ждали меня, как дождя, и, [как] дождю позднему, открывали уста свои. Об этом позднем дожде написано и в другом месте: дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний (Втор. 11:14). И дал дождь ранний, потому что в прежние времена дал избранным Своим знание закона. Но дал и поздний дождь, потому что определил быть проповеданной тайне Своего воплощения в последние дни. И поскольку Святая Церковь изо дня в день не перестает возвещать эту тайну, то Она, словно поздним дождем, орошает уста сердец слушающих Ее…

Бывало, улыбнусь им – они не верят; и света лица моего они не помрачали. Слова эти хорошо согласуются со словами Искупителя нашего, когда говорится: «Свет лица Моего не упал на землю». Что названо землей, как не грешник, которому вынесен первый приговор: ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3:19). Итак, свет лица Господа не падает на землю, так как сияние Его не открывается грешникам. Ведь написано: [Нечестивый] будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа (Ис. 26:10). Ибо свет словно бы упал на землю, если бы, придя на последний суд, Он запечатлел сияние Своего величия грешникам.

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

Ст. 21-23 Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем. После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них. Ждали меня, как дождя, и, как дождю позднему, открывали уста свои

Никто из слушавших Иова не смел прерывать его; все ожидали конца его речи, а по окончании ее безмолвствовали («не рассуждали»), не имея возможности что-нибудь прибавить к сказанному им: рассуждения Иова всецело исчерпывали обсуждаемый вопрос. Его речь удовлетворяла, насыщала всех, как дождь сухую землю (ср. Втор. 32:2; Пс. 71:6). Поэтому ее ждали с таким же страстным нетерпением («открывали уста свои»; ср. Пс. 118:131), с каким ждут мартовского – апрельского дождя («позднего»; ср. Втор. 11:14; Иер. 3:3; Иер. 5:24; Ос. 6:3; Иоил. 2:23), выпадающего пред посевом летних плодов.

Ст. 21-25 Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем. После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них. Ждали меня, как дождя, и, как дождю позднему, открывали уста свои. Бывало, улыбнусь им - они не верят; и света лица моего они не помрачали. Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих

Упоминание о прежней славе даст Иову повод вновь остановиться на этом предмете, еще раз пережить минувшее.

Толковая Библия.