Толкования на Иов. 36:5

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 5-7 Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца; Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным; Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются

Велика и временная власть, потому что имеет заслугу перед Богом в добром управлении, но иногда по той причине, что стоит над другими людьми, она в мыслях способна возгордиться. Ей все подчинено, ее повеления тут же исполняются по ее желанию, и все подчиненные воздают хвалу за ее добрые дела. А дурным делам в силу отсутствия какой-либо власти тоже не противоречат, и даже чаще всего хвалят то, что следовало бы пристыдить. И разум, соблазняясь всем тем, что складывается внутри, возвышается над самим собой и, будучи окруженным восхищением со всех сторон, лишается истины внутри…

Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным. Священное Писание часто называет смиренных бедными. Потому они упоминаются в Евангелии в сочетании с духом, когда говорится: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:3). Богатства зримо указывают на сильных; бедны же для себя те, кто не возвышается в своем разуме. А нечестивыми он называет таких, которые либо отошли от благочестия веры, либо противоречат своими дурными нравами тому, во что верят праведные…

Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются. Мужи праведные, и об этом свидетельствует священное Писание, уместно названы царями, потому что, возвысившись над всеми стремлениями плоти, они то управляют похотливым влечением, то обуздывают пыл жадности, то уклоняются от гордой хвастливости, то подавляют приливы зависти, то гасят пламя страсти. Они цари потому, что научились не поддаваться искушениям, соглашаясь с ними, а вставать над ними и ими управлять. А поскольку от власти управления они переходят к власти воздаяния, то пусть по праву будет сказано: с царями навсегда посаждает их на престоле. Управляя собой, они, конечно же, на время истощают себя, но они призываются на престол избранных в царстве вечности; и там они примут власть праведно судить других, здесь же они не умеют щадить себя.

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца

В буквальном переводе с еврейского данный стих должен читаться так: «Бог могуществен и не презирает никого. Он могуществен силою сердца». Принимая во внимание заявление Иова, что божественное всемогущество переходит в произвол, нарушающий требования правды (Иов. 9:4-12), Елиуй утверждает, что при всем своем всемогуществе Бог не попирает ничьих прав, - «не презирает никого». Причина и объяснение этого в том, что Его могущество - чисто духовное: «Он могуществен силою сердца», т. е. разума. В силу этого он обладает способностью различить правду от несправедливости и водворить повсюду мудрый порядок (ср.: Иов. 12:13).

Толковая Библия.