Толкования на Иов. 38:14

Свт. Иоанн Златоуст

чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда

«Разве, – говорит, – ты, Иов, взявши прах, смоченный водою, из земли создал человека? И украсил его словом, как Я? И открыл мир красоты?» Из этого видно, что другие (животные) не имели разума (φπ λπγйκπν), который дал человеку, как преимущественный дар, потому что «словесным» («глаголивым») называет разумное животное. «Посадить на земле» – значит повелеть господствовать над всем на земле. Что касается меня, то удивляюсь Богу в двух следующих отношениях: что человеческое тело создал тленным, и что в тлении показал Свою силу и премудрость, так как слабая сущность особенно показывает богатство и силу искусства: глине и пеплу Он дал такое стройное устройство и вложил такие чувства, столь различные и разнородные, которые могут и любомудрствовать о стольких предметах. Из земли, из того вещества, из которого делаются только черепица и кирпич, Он сделал такой прекрасный глаз и сообщил ему такую силу, что при помощи небольшого зрачка он видит и обнимает столько предметов.

Отрывки на (книгу) блаженного Иова.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 14-15 чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда, и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась?

Господь запечатлел человека, которого создал по подобию Своему, как своего рода печать Своей силы. И она восстановлена будет, подобно глине, потому что, пусть и может человек обращением избежать вечных страданий, он все же осужден смертью плоти на наказание за то, что возгордился. Человек же, сотворенный из глины и украшенный подобием Божественного образа, наделенный даром разума, забывает, ведомый гордостью сердца, что создан из самых низких [материалов]. Потому дивной праведностью Создателя и содеяно так, чтобы человек, возгордившийся чувством разума, которое получил, снова через смерть обращался в землю, которой считать себя смиренно не пожелал…

А о том, каким будет особое наказание гордым, он говорит так: и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась. Ведь смерть плоти восстанавливает избранных к свету, а у нечестивых свет отнимает. Для гордеца свет - слава теперешней жизни, и этот свет отнимается у него тогда, когда его призывает через смерть плоти мрак его помышлений. И тогда сокрушается его дерзкая рука, потому что заносчивость сердца, возникшая вопреки естественному порядку, сокрушается грузом Божественной праведности, настигающей человека.

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда

См. Толкование на Иов. 38:12