Толкования на Иов. 39:31

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 31-32 И продолжал Господь и сказал Иову: будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему

Мы знаем, что тот, кто, даже праведно поступая, не старается видеть заслуги превосходящих его, застилает глаза сердца своего мраком гордости. И напротив, тщательно взвешивающий добрые качества других людей освещает и свои дела мощным лучом смирения, потому что, когда он видит, как то, что он сам сделал, сделали и другие, он подавляет опухоль гордости, возникающей от [сознания] своей единичности. Вот что говорится голосом Бога Илии, когда тот полагал, что находится в одиночестве: Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись перед Ваалом (3 Цар. 19:18). Это сказано было, дабы он, зная, что не один, смог избежать гордости, которая могла возникнуть из-за осознания его единичности. А блаженный Иов и не получает упрека в том, что совершил нечто бесчестное, он получает поучение, что и другие совершили добрые дела, чтобы он, размышляя о том, что и другие равны ему, покорно подчинился Тому, Кто только и есть единственно Всевышний.

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

Ст. 31-35 И продолжал Господь и сказал Иову: будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему. И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, - теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду

Целый ряд вопросов показал Иову, как велико количество данных, свидетельствующих об устрояющей премудрости Божией. Пред ними - ничто те факты, на которых он строил свой взгляд о божественном произволе. Состязаться с Богом поэтому нет возможности, и на данный вызов (ст. 32) он отвечает молчанием: «полагаю руку мою на уста мои» (ср.: Иов. 21:5; Иов. 29:9). Оно знаменует отказ от прежних взглядов и составляет первую ступень в деле восстановления должного отношения к Богу. До такого состояния Иов доведен раскрытием мысли о премудром и всеблагом Боге. Бог, смиряющий море, орошающий пустыню, дающий ворону пищу, есть тот же самый Бог, который так несправедливо его наказывает. Но можно ли допустить последнее? Не лучше ли сознаться, что при благости Божией этого быть не может.

Толковая Библия.