Толкования на Иов. 41:10

Прп. Антоний Великий

От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари

И Антоний сказывал, что «нередко видел он демонов такими, каким Господь изобразил диавола в откровении Иову, говоря: очи его видение денницы. Из уст его исходят аки свещи горящия, и размещутся аки искры огненнии: из ноздрей его исходит дым пещи горящия огнем углия: душа его яко углие, и яко пламы из уст его исходят. Таким являясь, демонский князь устрашает, по сказанному выше, коварным своим велеречием, как еще обличил его Господь, сказав Иову: вменяет железо аки плевы, медь же аки древо гнило, мнит же море яко мироварницу, и тартар бездны якоже пленника; вменил бездну в прохождение (Иов. 41:18, 22, 23); и еще говоря чрез Пророка: рече враг: гнав постигну (Исх. 15:9); и также чрез другого Пророка: вселенную всю объиму рукою моею яко гнездо, и яко оставленая яица возму» (Ис. 10:14).

Житие.

Олимпиодор

Ст. 10-13 От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя

[Ч]ихание [по мнению некоторых] прочищает мозги. Итак, когда дьявол преображается в свет, он притворяется, что может очистить. Так и колдуны совершают какие-то очищения, поскольку преисполнены безумия и нечистоты. Причем они притворяются, будто имеют логосы света, хотя все нечисты.

Комментарии на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари

Когда крокодил с обращенною к солнцу пастью чихает, то выделяющаяся из его рта и ноздрей вода и влажность отливает светом. Издающие сильный красноватый блеск, видный даже в то время, когда голова животного находится под водою, глаза крокодила напоминают блистающую зарю. И действительно, у египтян они были иероглифическим знаком этой последней.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иов. 41:4