Толкования на Ис. 1:6

Свт. Амвросий Медиоланский

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

Пусть проповеди твои будут полными смысла. Ведь есть повязка, которая имеет обыкновение стягивать раны души, и если кто отказывается от нее, то показывает себя отчаявшимся в спасении. Подобным образом по отношению к тем, которые терзаются тяжелыми ранами, используй елей разговора, чтобы смягчить грубость ума; добавляй мягчительное средство, присоединяй повязки спасительных предписаний, чтобы уклонившимся и колеблющимся в вере или в соблюдении дисциплины никоим образом из-за распущенной души и расслабленной жизненной силы не впасть в погибель.

Не имели чем смочить раны: ведь если бы имели елей, то смочили бы свои раны. Но Исаия кричит: Не могут возложить ни пластырь, ни елей, ни повязку. Церковь, однако, имеет елей, которым смягчает раны своих, чтобы рана не распространялась вглубь, имеет елей, который получила таинственно.

Послание.

Свт. Василий Великий

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

От ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся. Слово глава Пророк взял за целого человека. От ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся, потому что за каждый грех наложены были бичи Промышляющим о них. Потом, поскольку струп – расторжение связности в теле от пресечения соприкосновения в какой-либо небольшой части, а язва есть кровавый след удара при поражении тела от наносящего удар чем-нибудь жестким, и он возникает на какой-либо части тела; воспаление же есть соединенная с жаром опухоль от стечения в большую часть тела влаг, палящих страждущий член с неестественным разгорячением,– что говорит пророческое слово о пораженных недугом во всех частях? «Болезнь коснулась вас,– говорит оно,– не как струп, не как язва, не как рана палящая. Напротив того, зло налегло на вас соединенными силами, так что все слилось вместе: и струп, и язва, и рана».

Несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания. Поскольку болезнь сильнее и струпа, и язвы, и раны палящей, то несть пластыря приложити к ране, ни елеа струпам. «Не нужны сии пособия,– говорит Пророк,– припадки так велики, что не уступят им». Итак, струп – расколы в Церкви, язвы – лживые сердца, воспаление – превозношение души, надмевающейся неразумным самомнением и потому взимающейся на разум Христов (ср.: 2 Кор. 10, 5). Пластырь же есть слово, которое с кротостью и тихостью смиряет суетное надмение; а елей есть слово, которое с милосердием и состраданием смягчает коварство, лживость и жестокость в лицемерии говорящих ложь; и обязание есть слово, которое сдерживает стремящихся к разделению.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

От ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся. Потом говорит о наказаниях и мучениях, потому что это – не меньший вид благодеяния и чести, оказанной им. Я, говорит, всех их наказал и подверг скорби. Если же всякая глава в болезнь, то как нет ни струпа, ни язвы? Струп тогда является действительным струпом, когда прочие части тела здоровы; а когда будет изъязвлено все тело, тогда рана уже не будет представляться рано. Это он и хочет выразить, т.е. что все тело изъязвлено, не так, чтобы одна часть была здорова, а другая изранена, но все – в гное, все – одна рана.

Несть пластыря приложити. Это тяжелее прежнего, потому что не так тяжело болеть, как при болезни не иметь возможности принять врачество, и особенно, когда есть такой Врач. Неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем - ниже елеа, ниже обязания. Чтобы выразиться сильнее, он продолжает переносную речь, а в этом и состоит превосходство переносной речи.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву, ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исаия: от ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся: несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания. Это значит, по изъяснению отцов, что язва — грех — не частная, не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека. Эту великую язву Бог назвал смертью, когда, воспрещая Адаму и Еве вкушение от древа познания добра и зла, сказал: воньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2:17). Тотчас по вкушению плода запрещенного, праотцы почувствовали вечную смерть: во взорах их явилось ощущение плотское; они увидели, что они наги. В познании наготы тела отразилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святый. Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния! Великая язва — смерть душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божественного подобия! Великую язву апостол называет законом греховным, телом смерти (Рим. 7:23,24), потому что умерщвленные ум и сердце вполне обратились к земле, служат раболепно тленным пожеланиям плоти, омрачились, отяготели, сами соделались плоть. Эта плоть уже не способна к общению с Богом! Эта плоть не способна наследовать блаженство вечное, небесное! Великая язва разлилась на весь род человеческий, соделалась достоянием злосчастным каждого человека.

Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями.

Свт. Кирилл Александрийский

От ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся: несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания

См. Толкование на Ис. 1:5

Прп. Ефрем Сирин

От стопы ног даже до главы несть в нем целости

От последнего до первого – все будут у них поражены.

Струпы…, язвы… и раны наложенные пленяющими, – это бедствия, которыми будут угнетать и поражать Иудеев пленяющие со всей жестокостью, не оставляя им возможности врачевать свои язвы. А тем, что раны невозможно ни перевязать, ни уврачевать, означаются или действительные язвы, наносимые мечом или копьем и оставляющие на теле неизлечимые следы, или убиение родителей, братьев и детей – это также неисцелимые удары.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

Смотрите, как созидается Иерусалим: исцеляются сокрушенные сердцем. Ты сердце свое изранил, и Господь уврачует раны твои. Так говорится не о тех, которые приносят покаяние, а о тех, кто не приносит покаяния: Не пластырь наложить, ни мазь, ни перевязку.

Трактат на Псалмы.


От подошвы ноги до темени нет в нем целости: язва, и синяк и опухшая рана. Удерживает начатую метафору: от ног до темени, то есть от низу до верху, от последних до первых они изъязвлены по всему телу. Язвы говорит, и пятна, и опухшие раны; ибо тела или покрываются синяками от ударов, или опухают от ран, или гноятся от язв. Спрашиваем: к какому времени нужно относить это? После Вавилонского плена при Зоровавеле, и Ездре и Неемии Израиль возвратился в Иудею и опять получил прежнее состояние. При различных князьях и царях и храм был великолепно построен, так что они приобрели дружбу даже иноземных народов, Лакедемонян, Афинян и Римлян. Следовательно то, что он говорит: нет в нем целости, относится к последнему плену; так как после Тита и Веспасиана и последнего разрушения Иерусалима при Элии Адриане до настоящего времени нет никакого врачевства и исполняется написанное: вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благостыню несть даже до единаго (Рим. 3:12). А что прибавляется нет в нем целости, то разумей и в народе, и в теле, и в голове.

Не обвязанная, ни излеченная лекарством, ни смягченная елеем. Вместо этого LXX перевели: нельзя наложить припарки, ни елея, ни повязок. Язва, и синяк, и опухшая рана народа Израильского доселе не обложена перевязками и не излечена лекарством. Акила перевел μότωσιν, то есть полотняная перевязка, накладываемая на раны для осушения гноя и извлечения нагноений Ни смягченная елеем, чтобы упорство их смягчилось слезами покаяния. Вместо перевязок, которыми не обвязаны раны Израиля, LXX перевели припарка. Итак Израиль лежит изъязвленный и израненный, потому что он умертвил Врача, который приходил для исцеления дома Израилева.

Поэтому и у Иеремии τροπικω; под лицом Вавилона ангелы говорят: «мы врачевали Вавилон, и он не исцелился» (Иер. 51:9), то есть город смешения и пороков. И в Евангелии (Лк. 10) мы читаем, что идущий из Иерусалима в Иерихон был изранен разбойниками и излечен Самарянином, и после крепкого вина раны его политы смягчающим елеем. Таким образом от того места, где он выше сказал: по чем Мне бить вас и вся голова болезненная до слов: не излеченная лекарством, ни смягченная елеем удерживается метафорическое сравнение, и описание неисцелимых ран изображает вечный плен Иудеев.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Ориген

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

Подобно тому, как есть раны, которые лечатся с помощью смягчающих средств, а другие - елеем, третьи же требуют повязки и так исцеляются; есть и такие раны, о которых сказано: неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем; земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем. Итак, есть согрешения, которые грязнят душу, и против таких согрешений человек нуждается в щелоке Слова, в мыле Слова. Есть же и такие прегрешения, которые не так излечиваются, поскольку они не грязнят душу.

Гомилии на Книгу Иеремии.

Лопухин А.П.

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

См. Толкование на Ис.1:5