Толкование на Ис. 2:14

Свт. Василий Великий

Ст. 14-15 и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену

Как горы отличаются от холмов величиной, а во всем прочем сходны они между собой, так и сопротивные силы подобны одна другой произволением, но различаются великостью неправд. Посему справедливо и на них приидет день Господа Саваофа. Что же значит это: и на всякий столп? Столп есть высокое здание, пригодное для городской стражи и для узнаваний неприятельских нашествий. На сей конец дарован нам ум – стеречь блага и предусматривать козни врагов. Ему не нужно ни в себе самом, ни из вещей земных устроять входа на небо. Ибо Господь снисходит к нему – падшему долу по причине высокого о себе мнения, благодетельно и спасительно расторгает его согласие со злом. Для его-то построения Господь повелевает нам сесть и расчислить, аще имамы, еже есть на совершение (ср.: Лк. 14, 28), как показывает самый образ выражения в Евангелии. Посему пророческое слово требует, чтобы ум высокомудренный, надменный, унижающий всех и ублажающий только себя, убоялся дня Господня.

И на всякую стену высокую. Опять и стена есть ограда, построенная для охранения города и для отражения неприятельских нападений. Подобным образом есть некоторые науки, которыми ополчает нас сама истина, чтобы спасительные догматы соблюлись неодолимыми; а есть также науки, изобретенные внешними и годные для ограждения лжи и охранения суетности. Ибо сила диалектики есть стена для догматов и не дозволяет расхищать и брать их в плен всякому, кто хочет. Посему-то стены Иерусалима написаны на руках Господних (см.: Ис. 49, 16); а стены Иерихонские ниспровергнуты Иисусом, разрушаемые одним гласом (см.:Нав. 6, 19). Выше осуждается только высокое, а здесь и то, что при высоте имеет крепость. Правдоподобие, в доказательных способах учения слишком усиленное и возвышенное, Пророк в переносном смысле называет высокой стеной и утвердительно говорит, что оно будет низложено в день Господень.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы

См. Толкование на Ис. 2:12

Свт. Кирилл Александрийский

и на всякую гору высокую, и на всякий холм высокий

См. Толкование на Ис. 2:12

Блж. Иероним Стридонский

и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы

Как в хорошую сторону, по различию добродетелей, люди благочестивые называются горами и холмами, так и между нечестивыми, по различию пороков, и преимущественно по гордости, одни суть горы, а другие холмы; на них то будет день Господень, и о них у Иезекииля написано: сия глаголет Адонаи Господь горам и холмам: се аз наведу на вы меч, и потребятся высоты ваша и сокрушатся жертвенники ваши и прочее (Иез. 6:3).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Лопухин А.П.

и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы

См. Толкование на Ис. 2:13