Толкование на Ис. 3:3

Свт. Василий Великий

пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове

И пятьдесятоначалника. Господь Саваоф угрожает отнять у иудеев вместе с прочими и пятьдесятоначалника. Чтό под сим разумея? Под частью разумея целое, говорит, что допустит прийти у них в беспорядок всему благоустройству и управлению, потому что тысященачальники, стоначальники, пятьдесятоначальники и десятоначальники поставлены были Моисеем по совету Иофора, чтобы на себе несли попечение о народе и приняли на себя меньшие суды для имеющих нужду в суде (см.: Исх. 18, 21–22). И иудеям изречена угроза, что такой порядок управления будет у них отнят. Посему Пророк угрожает, что отнимется у них пятьдесятоначалник, как и человек ратник, и судия, и смотреливый, и пророк, и старец.

И дивнаго советника. В жизни человеческой весьма нужен и полезен совет, потому что никто не может сам один удовлетворить себе во всем, но имеет нужду в помощниках, еще более при избрании полезного, чем при отправлении телесных действий, так что человек, не имеющий советника, подобен кораблю без кормчего, предоставленному на произвол туда и сюда порывающих ветров. Если же при рассмотрении чего-либо маловажного берем советников, то как не искать нам дивных советников, когда идет дело о душе и о полезном для души? Посему, как скоро иудеи составили лукавый совет, как бы им предать Господа, Господь отнял у них дивнаго Советника, советам Которого дивились (ибо дивляхуся о учении Его (Мф. 22, 33), но не следовали наставлениям. Как же не дивен Советник, Который, вместо закона око за око, советует: если кто ударит в десную ланиту, обратить ему и другую (ср.: Мф. 5, 38, 39), также не гневаться, не судиться, не иметь вожделения к гнусному, никого не почитать врагом, но любить ненавидящих, не заботиться о тленном, не превозноситься умом, не просить у Бога маловажного, иметь сердце на небеси, туда перенеся свои сокровища, пребывать с Богом, быть братолюбивым, сострадательным, общительным в том, чтό имеет у себя, нечистоту поставлять не в пище, но в сердце и в произволении? Сего-то Советника, подающего такие Божественные и дивные советы, отнял у них Господь за то, что не приняли Его. Посему нет у них дивнаго советника.

И премудраго архитектона. После того как у иудеев отнято право пользоваться дивным Советником, Который, как оказалось, есть Господь наш Иисус Христос, отнят у них и премудрый архитектон 1)) и стал Апостолом языков сей Евреин от Еврей, по закону фарисей (Флп. 3, 5),– Павел, соделавшийся рабом Иисуса Христа, Которого гнал. Где же доказательство его архитектонского знания? Сам он говорит: яко премудр архитектон основание положих (1 Кор. 3, 10). Думаю также, что и Дух Святый архитектонствует в Церкви Божией, по слову того же Павла, который говорит: созидаетеся в жилище Божие Духом и, снабдеваемые Духом, созидаетеся и растете в церковь святую о Господе (ср.: Еф. 2, 22, 21). Итак, отвергших дивнаго Советника, Бога Слово, Господь лишил мудрого Архитектона – Духа Святаго. Посему, не имея Составляющаго и Счиневающаго их (ср.: Еф. 4, 16), они отрешены и отделены друг от друга и не могут чрез духовное созидание соделаться Церковью Божией. Будем же молиться, чтобы Церковь снабдевалась Духом, чтобы у нас поставляемы были духовные архитектоны, каков Веселеил, которого Бог наполнил Духом Божиим, духом смышления и ведения архитектонствовати во всяком деле архитектонства (ср.: Исх. 31, 3–4).

И разумнаго послушателя. Если, по слову Соломонову, слово многоценно во ухо благопослушно (Притч. 25, 12), то где нет слова, там нет нужды и в слухе. Итак, поскольку отнят чудный советник, то вследствие сего отнят вместе и разумный послушатель. Ибо где нет серебра, там без дела остается и торжник. Но прискорбно видеть, что, когда слово полно мыслей и рассуждает об обязанностях, нет разумно сознающего слово, потому что не имеют душевного уха, какого требует Господь для слушания слов Его, говоря: имеяй уши слышати да слышит (Мф. 11, 15).

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове

См. Толкование на Ис. 3:2

Свт. Кирилл Александрийский

и пятьдесятоначальника, и дивного советника, и премудраго архитектона, и разумнаго послушателя

См. Толкование на Ис. 3:2

Прп. Ефрем Сирин

пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове

См. Толкование на Ис. 3:2

Блж. Иероним Стридонский

пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове

Начальника над пятидесятью. Синекдохически частью означается целое. Как сотниками называются начальствующие над сотнею воинов, и тысячниками начальствующие над тысячею, которых мы называем трибунами, потому что они начальствуют над трибою: так в Израильском войске пятидесятниками назывались те, которые стояли в главе пятидесяти воинов. Поэтому же и десятниками мы называем начальствующих над десятком людей. И неудивительно, если у Иудеев исчез всякий чин воинский, когда они не имеют возможности сражаться с мечем и носить оружие.

Но так как пятидесятое число всегда относится к покаянию, а начальник покаяния и глава спасающихся чрез покаяние есть Христов, то раскроем вкратце тайны этого числа. В Бытии читаем, что при ходатайстве Авраама к Господу начиная с пятидесяти праведников (Быт. 18:24). Бог сказал, что город будет спасен, если в нем найдется пятьдесят праведников. И семь седмиц, по книге Числ, то есть Пятидесятница, составляют торжественнейшее празднество (Чис. 28:26). Также и юбилей (Лев. 25:10), то есть год отпущения, слагающийся из семи седмиц лет, то есть из сорока девяти лет, в который звучат трубы всем возвращаются прежния владения, содержит это таинство.

Поэтому и Давид в пятидесятом числе пишет псалом покаяния. В той же книге Числ читаем, что из добычи и прибыли пятидесятую голову как из людей, так из скота, получают священники и пятидесятую левиты (Чис. 31:30), стерегущие двери скинии. К такому же разумению относится и та евангельская притча (Лк. 7:41), в которой говорится о двух должниках, из которых один был должен пять сот динариев, а другой пятьдесят.

Поэтому и апостол у Ефесян, которым он раскрыл все тайны, хочет остаться до Пятидесятницы, пока не обратится вполне к Господу, говоря: «ибо для меня отверста великая и широкая дверь, но иного противников» (1 Кор. 16:9). И диавол подражает израильскому войску, относительно котораго Иофор дал зятю своему Моисею совет, чтобы он поставил над народом трибунотников и пятидесятников (Исх. 18:21).

Потому нечестивый царь (4 Цар. 1:9) посылает двух пятидесятников с подчиненными им воинами взять Илию; но они были уничтожены божественным огнем, третий же из них, обратившись к молитве и познавший тайны покаяния, спасается.

Поэтому и Иудеи, не желая признать Господа совершенным и пятидесятиначальником, говорит к Нему: пятидесяти лет не у имаши, и Авраама ли еси видел (Ин. 8:57). Но Он, зная, что Он есть Начальник не только кающихся, но и праведных, ответил: прежде даже Авраам не быст, Аз есмь (Ин. 8:58). А что Господь есть пятидесятиначальник, это мы можем уразумевать из одного праздника котором Он говорит: Господь есть субботы сын человеческий (Мф. 12:8). Если же субботы, то и новомесячий; если новомесячий, то и пасхи, то есть опресноков; если пасхи, то и юбилея; если юбилея, то и кущей; если кущей, то и пятидесятницы, которая относится к пятидесятому числу.

И почтенного по виду и советника. Вместо двух, то есть почтенного по виду и советника, LXX перевели одно: мужа дивнаго советника. Между прочими милостями Господь отнимет у Иудеев и эту, чтобы они не имели никакого советника, но все делали без совета. И достойно похвалы и удивления известное изречение греческого поэта «прежде всего счастлив тот, кто мудр сам собою, затем тот, кто слушает мудрого». А кому недостает того и другого, тот бесполезен как для себя, так и для всех. Поэтому и в наших книгах читаем: мирствующий с тобою да будут мнози советницы же твои един от тысящ (Сир. 6:6). И еще: «все делай с советом, и даст тебе мудрость дивного советника». И сенатския постановления называются совещательными (consulta) и правители римские назывались некогда консулами (советниками) или от совета (consulendo) гражданам или от управления всем посредством совета (consilio). И мы имеем в церкви свой сенат, собрание пресвитеров. Итак, когда Иудея между прочим лишилась и старцев, то каким образом могла иметь совет, который составляет принадлежность собственно старцев?

И мудрою строителя. Вместо этого Акила перевел мудрейшего художника, чтобы показать, что они имели некогда многих художников, каковым был и тот Веселил, сын Урии, сына Урона из колена Иудина, которого Бог исполнил Духа мудрости и разумения и ведения, чтобы во всяком деле был совершеннейшим мастером, не только в золотой и серебряной работе, но и в медной и прочих, перечисляемых Моисеем, устроивший скинию Божию (Исх. 31:2-7). Таким образом когда они лишились строителей, твоя благодать созидания была перенесена на церковь. Поэтому апостол Павел говорит: яко премудрь архитектон основавшие положих (1 Кор. 3:10). И Иеремия был строителем, который не только искоренял, и подкапывал, и разрушал, но и созидал (Иер. 1:10). Поэтому тот же апостол говорит: «мы Божия нива, Божие здание» (1 Кор. 3:9).

Также и Господь наш называется строителем стен (Еф. 2:20), и в Евангелии создавший все прозывается сыном тектона (Мф. 13). Также в книге Царств читаем, что послал царь Соломон и взял Хирама Тирийца, сына женщины вдовой, который был из колена Неффалимова, имел Отцем Тирийца, медника; и пришел он к царю, и производил все работы царю Соломону. В нем образ созидания Церкви, родившейся не только от колена Иудина, но и от Неффалимова, и от отца Тирийца, имевшего матерью вдову, потому что она потеряла первого мужа (3 Цар. 7:13-14), и гораздо более детей у оставленной, более чем у имеющей мужа (Ис. 54:1). Но и в книге Паралипоменон мы читаем о долине художников: Сараия же родил Иоава, отца долины художников, потому что там были художники (1 Пар. 4:14). Они потому называются обитающими в долине, что знание не делало их надменными, но они следовали смиренному и кроткому Иисусу, и могли сказать с апостолом: аз бо есмь мний апостолов, иже несм достоим нареклися апостол (1 Кор. 15:9), и в другом месте: от части разумеваем, и от части проротствуем, и видим ныне то же зерцалом в гадании (1 Кор. 13:9).

И искусного в таинственном слове. Вместо сего LXX перевели: разумного слушателя, Феодотион: искусного заговаривателя, Акила: искусного нашептывателя, Симмах: искусного в таинственном слове, которому и мы следовали в этом месте. Сперва нужно сказать по LXX, что между прочими духовными дарованиями в Церкви также необходим и разумный слушатель. «Ибо иному дается пророчество, иному различение духов» (1 Кор. 12:10). Поэтому и в народе Иудейском были установлены священнические степени, чтоб они различали пророков и лжепророков, т. е. понимали, кто говорит от Духа Божия и кто от противного. Об этом мы должны читать у Иеремии (Иер. 14:14).

Искусный же в таинственном слове, иди нашептыватель и, как Феодотион полагал, заговариватель, кажется мне, есть муж ученый и опытный как в законе и пророках, так в Евангелии и апостолах, который своим учением может врачевать и приводить к разумному состоянию, всякое душевное волнение, когда и любодей получает целомудрие, и расточительный — умеренности бывший некогда корыстолюбивым подает милостыню. Обшарь все иудейские синагоги, и ты не найдешь ни одного учителя, который внушал бы святое и учил, презревши богатство, следовать бедности. О подобного рода заговаривателях против змей и аспидов, т. е. против грешников, оставивших правду Божию, говорил Давид в псалме: оставиших грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. Ярость их по подобию тешу, мо аспида глуха и затыкающего уши свои иже не услышит гласа обвающих, самого искусного в заклинаших (Пс. 57:4—6). Вся речь апостола против змей и аспидов есть заговаривание, которого не выслушивают грешники и еретики, потому что затыкают уши свои, чтобы не слушать истины.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.

Лопухин А.П.

пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове

Пророк перечисляет разных представителей гражданской и военной администрации Иудейского царства (пятидесятиначальник в войске, вельможа или сенатор, советник или министр). Тут же упоминает он о мудром художнике. Одни толкователи разумеют здесь архитекторов (премудраго архитектона — в Славянском переводе с LXX, прим. ред.), которых, как и других ремесленников, обыкновенно победители уводили с собою (4 Цар. 24:14; Иер. 24:1); другие — переводят это выражение термином: заклинателей. Эти последние также имели большое значение в направлении государственной политики при нечестивых царях.

Искусный в слове — с евр.: искусный в гаданиях.

Толковая Библия.

1) Др.-греч. ἀρχι (archi) — главный и др.-греч. τεκτον (tektos) — строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение). Это слово является однокоренным со словами: архитектор (древнерусское архитектонъ, главный строитель