Толкование на Ис. 3:13

Свт. Василий Великий

Но ныне устроится Господь на суд и поставит на суд люди Своя

Божиим судом и разумом, с неисповедимой мудростью, каждому по достоинству уделяется все, подаваемое и ныне, и в будущем веке. Посему говорит Пророк, поскольку народ столько беззаконновал, то Господь и навел на него такие бедствия. Поскольку о Божием правосудии надлежало как бы показать, что множество наказаний не превышает меры беззаконий, то сказано: Но ныне устроится Господь на суд, чтобы словом ныне отличить сие от будущего века. Или, может быть, хотя наше ныне означает неприметную и неотделимую часть времени, но для Бога все заключается в одном представлении ныне, потому что у Него нет ни прошедшего, ни будущего, но все настоящее, и ожидаемое нами в отдаленности усматривается Божиим оком как уже присущее, так что Божие ныне сообъемлет и будущий век. Итак, поскольку, относительно к Богу, недалеко и определенное время суда, то полагаю, что слово ныне относится ко всеобщему суду. Устроится же на суд, раскрывая законы Своего правосудия, по которым производится правдивое воздаяние, соразмерно самым делам, такими наказаниями, что и сами осужденные согласятся произнесенный над ними суд признать справедливейшим.

И поставит на суд люди Своя, народ Израильский (елицы в законе согрешиша, законом суд приимут Рим. 2, 12]), а не прочие народы (елицы бо беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнут Рим. 2, 12, и нечестивии не востанут на суд (ср.: Пс. 1, 5, но на осуждение). У всякого же законодателя суд над судимыми по закону, им писанному, состоит в сличении поступка и намерения законодателя. Посему и Господь говорит: слово, еже глаголах, то само судит вам (ср.: Ин. 12, 48), потому что помыслы, и зовущий ко греху, и внушаемый Господом, восстают друг против друга. Ибо, по слову Осии, обыдут каждаго совети его (ср.: Ос. 7, 2), потому что все дела вдруг увидим в памяти как бы предстоящими пред нами и появляющимися пред взором ума, каждое в собственном его образе, как что было сделано или сказано. Поскольку же Господь показал, что в попечении о народах, Им принятых, совершено вполне все, от Него требовавшееся, то говорится, что Он побеждает на суде с нами. Не должно думать, что много потратится времени, пока каждый увидит себя и дела свои; и Судию, и следствия Божия суда неизреченной силой во мгновение времени представит себе ум, все это живо начертает пред собой и во владычественном души, как бы в зеркале, увидит образы соделанного им.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 13-14 Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах

Он продолжает тот же способ исправления, обращая укоризны от народа к старцам и начальникам и употребляя более грозный образ речи: представляет самого Бога судящим и осуждающим и обличающим за грехи против народа тех, которые обижали народ. Потому и говорит: восстал Господь на суд. Так как он окончил обличение, – обличение же для людей бесчувственных не очень тяжко, но наказание для них страшно, – то и говорит, что на одном обличении дело не остановится, но последует и наказание за грехи, когда Сам, имеющий судить, наконец потребует отчета и вступит в суд с грешниками. Это показывает и великое снисхождение Бога, желающего судиться с ними, и самую речь делает обличительною, так что имеющих ум может привести в великое сокрушение. И не по той только причине, о которой я сказал выше, он обращает речь к начальникам и старцам, но и для того, чтобы научить всех, что начальники подвергнутся более тяжким взысканиям, нежели подчиненные. Подчиненный даст отчет только за себя самого, а начальник и за себя самого и за народ, который вверен его власти. И от старцев справедливо требуется такая же строгость жизни, так как что для тех – власть, то для этих – возраст их. Правда, и юноша, тяжко согрешающий, достоин наказания; но тот, кто по самому возрасту способен к воздержанию и не обуревается такими волнами страстей, но имеет возможность с большею легкостью быть любомудрым и с большим удобством удаляется от всего житейского и приобрел больше благоразумия вследствие опытности в делах, тот справедливо должен быть наказан больше всех, если он в старости совершает дела невоздержанных юношей.

«Вы зачем опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах?» Бог всегда имеет великое попечение о терпящих обиды, и не меньше, как за грехи против Него, а иногда и больше, гневается за грехи против подобных нам рабов. Жену прелюбодейную он позволил отпускать, а язычницу – нет (Мат. 5:32; 1 Кор. 7:12), хотя последняя виновна против Него самого, а первая – против человека. И когда приносится жертва, Он повелел оставлять дар и не прежде приносить его, пока оскорбивший ближнего помирится с братом своим (Мат 5:23, 24); и когда судил должника десятью тысячами талантов, то, обличая его в грехах против Себя, даже не назвал его лукавым, но скоро примирился с ним и простил весь долг, а за сто динариев и рабом назвал лукавым, и предал истязателям, и не прежде позволил отпустить, пока будет отдан весь долг (Мат. 25).

И когда сам Христос был ударяем, то Он не сделал ничего рабу, нанесшему удар, но кротко отвечал: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Иоанн. 18:23). Но когда Иеровоам, простерши руку, повелел взять обличавшего его пророка, тогда Бог сделал руку его сухою (3 Цар. 13:4), научая и тебя кротко переносить обиды, касающиеся тебя самого, а касающиеся Господа преследовать с великою силою. Потому и преподавая заповеди, Он хотя и поставил любовь к ближнему второю заповедью, но – подобно первой, и как исполнения той требует весьма строго, так и этой. О первой он говорит: «всем сердцем твоим и всею душею твоею», и об этой: «как самого себя» (Матф. 22:37, 39). И из многих других мест можно видеть, с какой строгостью Он предписывает нам обязанности друг к другу. Так и здесь, посмотри, как сильно Он повторяет и усиливает обличение разительными выражениями: Вы, говорит, зачем опустошили виноградник? Как поступили бы какие-нибудь жестокие иноплеменные неприятели, так вы поступили со своими. Виноградом же Он называет народ, по причине великого попечения о нем и промышления свыше. И желая усилить обличение. Не сказал: почему подобных себе рабов, ближних, братьев, но Мое, говорит, погубили, Мое расхитили? Далее, показывая, в чем состоит это опустошение (запаление), говорит: награбленное у бедного – в ваших домах. Не столько град вредит виноградникам, сколько несправедливость к бедному и убогому обыкновенно подпаляет его душу, подвергая ее унынию, тягчайшему всякой смерти. Хищничество – всегда зло, но особенно тогда, когда обижаемый находится в крайней бедности. Этим он не только обличает, но и исправляет, обращая взоры их на похищенное. После таких слов, самый вид лежащего пред глазами может достаточно тронуть того, кто не сделался слишком бесчувственным.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 13–15 Но ныне устроится Господь на суд и поставит на суд люди своя: Сам Господь на суд приидет со старейшины людей и со князи их; вы же почто запалисте виноград мой, и разграбление убогаго в домех ваших; почто вы обидите людей моих, и лице убогих посрамляете; глаголет Господь Саваоф

Пророк говорит, что множество терпящих неправду не будет оставлено без защиты и без всякого попечения, напротив, несомненно удостоверяет, что Бог всячески будет поборать за них. Ибо говорит, что Он будет судить пожинающих и ублажающих их, и что приведет в смятение стезю ног их. Произведет суд над старейшинами народа, сверх того над начальниками или предводителями. Он искупил народ свой из дома рабства и избавил от жестокости владычествующих, восстановив против них всю тварь: Он произвел превращение воды в кровь, поражал градом, глубокою и трехдневною тьмою и многим другим, о чем говорить подробным образом было бы продолжительно. Потом, переведши их посредине моря, питал их в пустыне, ввел их в землю обетования и народы сильные и весьма воинственные истребил как терние. И это объяснял нам боговдохновенный Давид, говоря к Спасителю и Искупителю всех: виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки и насадил еси и: путесотворил еси пред ним… Простре розги его до моря и даже до рек отрасли его (Пс. 79:9-10, 12). Ибо, как говорит пророк Иеремия, Израиль сделался пышно разросшеюся виноградною лозою и плод его – роскошным. Для ухода за ним поставлены были начальники народа; но они так небрежно относились к винограднику господина, что, казалось, он совсем был сожжен. В этом именно преступлении он и будет обвинять их, говоря: вы же почто запалисте виноград мой; ибо от кого следовало бы ожидать, что этот духовный виноград, то есть Израиль, будет находиться в самом лучшем состоянии и пышно разрастется, – те самые довели его до совершенного запустения, дали ему иссохнуть и сделали его негодным для господина. Итак, виноградник сожжен теми, при чьем уходе он должен бы быть очень богат виноградом и изобилен плодами и защищен от всякого вреда. Теперь не достойно ли обратить внимание на то, каким образом они, как это говорится о них, сожгли духовный виноградник? Тем, которые имели призвание учить и знали закон, приводящий ко всему угодному Богу, надлежало самим преимущественно пред другими жить как можно сообразнее с законом и быть как можно более украшенными славой справедливости, так чтоб их жизнь была образцом и как бы наглядным изображением совершенной жизни для каждого из подчиненных им. Сверх того, они обязаны были наставлениями из закона приводить подчиненных им ко всему доброму, погрешающих обличать, падающих восстановлять, показывать им путь благочестия, внушать им все лучшее и убеждать смотреть на конец закона, говорю, Христа: кончина бо закона и пророков Христос. И о Нем говорил Моисей в тенях и образах, предвозвещая древним священное и великое таинство. Но они, презревши все это, сами были злы по своим нравам, необузданны по своей жадности, неудержимы в любостяжании и совершенно пренебрегали правым судом. И вместо того, чтоб краснеть, они обыкновенно гордились всем этим. Итак, виноградник был сожжен, не получая пользы от жизни своих начальников и не получая руководства, при помощи наставления в законе к правильной и безукоризненной жизни, или к познанию Христа, уже воссиявшего живущим на земле и ясно говорящего: Аз есмь свет миру, Аз есмь путь и Аз есмь истина (Ин. 8:12, 14:6). Посему они должны были выслушать: вы же почто запалисте виноград мой, и разграбление убогаго в домех ваших? Почто вы обидите людей моих, и лице убогих посрамляете? Ибо они привлекали бедных к познанию того, что им самим нравилось, и были причиною того, что лица их покрывались стыдом. Как ревнители правды являются пред очами Божиими с светлым и исполненным великого дерзновения лицом; так, говорим, преданные порокам имеют непривлекательное, угрюмые и исполненное стыда и позора лице сердца. Но как тот, кто наставляет в мудрости и руководит к самому лучшему, приносит пользу; так, думаю, приносит вред всякий, призванный быть учителем, если не делает своего воспитанника любителем добра; ибо он как бы покрывает стыдом лице его и его бедного мудростью какие бы принуждают и увлекают к постыдному. Но вожди Иудеев были несправедливыми, и хищниками и в других отношениях, и покрывали стыдом лица бедных, будучи пристрастны к богатым, хотя закон говорит: суд праведный судите, и постоянно заповедует, чтоб не быть лицеприятным в суде.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 13-14 Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах

Книжников и Фарисеев назвал вынудителями, а не учителями, и выше осмеивателями, которые ради даров, ослепляющих глаза даже мудрых, не только не обличали грешников, но из за богатства и выгод превозносили похвалами, называя блаженными, и столпами дома Божия, и прочим, что обыкновенно говорят льстецы. И так тот есть учитель церковный, кто вызывает слезы, а не смех, кто обличает грешников, кто никого не называет блаженным, никого— счастливым, и не предупреждает решения судии его, как говорить священное Писание: «не называй блаженным никакого человека прежде смерти» и как в другом месте читаем: «кто утром восхваляет друга громким голосом, тот нисколько не отличается от злословящего» (Притч. 27, 14). Поэтому, пренебрегая суждениями людей, не будем ни гордиться их похвалами, ни огорчаться порицаниями; то будем идти прямым путем и стезями, которые протерты святыми пророками, и будем внимать пророку Иеремии, который говорит: стоните на путех и видите, и вопросите о стезях Господних вечных, кий есть путь благ, и ходите по нему (Иер. 6, 16). Если же когда-либо будем блуждать и, как люди, идти превратным путем, то будем чаять обещанного Господом чрез Иезекииля: «дам им путь другой и сердце другое» (Иезек. гл. 36). Вынудители же испортили и запутали путь Господень, чтобы, имея ключ знания, и самим не входить, и народу не дозволять входить, но заставить их потерять путь той истины, которая говорит в Евангелии: Аз есмь путь, и живот и истина (Иоан. 14, 6).

Народ, обольщенный вследствие простоты и неопытности, называется еще народом Божиим и судится для того, чтобы спастись. И Господь в положении судящаго не сидит, как читаем у Даниила: «престолы поставлены и книги открыты» (Дан. 7:9); но стоит для суда, и стоит, чтобы судить народ, желая, чтобы стояли те, путь которых испорчен.

Против князей же и старейшин народа Своего (или с князьями же и старейшинами) приходит на суд не для того, чтобы судить, но чтобы также быть судимым, давая ему место защиты, если могут иметь, что ответить, по оному, что говорится в пятидесятом псалме: «чтобы оправдаться Тебе в словах Твоих, и победит, когда будешь судим» (Пс. 50:6). Также у пророка Михея читаем нечто подобное (Мих. 6:1-16), что мы объяснили в своем месте. Таким образом настоящее место понимается против фарисеев и δεντερωτάς (книжников). Между старейшинами же и князьями в древнем народе было, думаю, тоже отношение, что теперь между пресвитерами и епископами.

Ибо вы опустошили виноградник Мой: похищенное у бедного (находится) в доме вашем. Зачем раззоряете народ Мой, и лица бедных смягчаете или истощаете и, как перевели LXX, смущаете. Сохраняет обычай пророков неожиданно переменять лица; ибо выше сам Господь сказал: народ Мой! называющее тебя блаженным сами обольщают тебя. А потом говорит пророк: стоит для суда Господь: Гоcподь приидет на суд.

Таким образом после пророка сам Господь, который притек для суда со старейшинами народа Своего и князьями его, говорит к ним и обличает согрешающих: зачем опустошаете виноградник Мой, о котором написано: виноград из Египта пренесл еси (Пс. 79:9), и у того же самого пророка: виноград бо Господа Саваофа дом Исраилев есть (Ис. 5:6).

Этот виноградник и в Евангелии отдал Господь лукавым работникам, которые убили посланнаго к ним сына домовладыки (Мф. 21:33-44). Похищенное у беднаго, говорит, (находится) в домах ваших. Беднаго или просто понимай как нуждающагося в милостыне, или как беднаго духом, о котором написано: блажен разумеваяй на нища и убога (Пс. 40:1). И апостол Павел говорит: точию нищих да помним (Гал. 2:10).

И похищенное у бедных находится в их домах, когда они наполняют сокровищницы сбои и пользуются церковным имуществом для удовольствий, и общественныя подаяния, данныя для вспоможения бедным, или удерживают для себя или раздают родственникам, и чужою нуждою пользуются для обогащения себя и своих.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.

Лопухин А.П.

Ст. 13-15 Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф

Господь, имеющий судить иудейский народ в его целом, особенную строгость проявит в отношении Своем к вождям этого народа.

Опустошили виноградник, т. е. воспользовались всеми плодами виноградника Божия сами, вместо того, чтобы, как приставленные к винограднику сторожа, сберечь этот виноград для хозяина (ср. Лк 20:16).

Образное выражение 14-го стиха раскрывается в ст. 15.

Толковая Библия.